27 Апреля, Суббота, 03:19, Воронеж

Университет будущего: пять трендов, которые совершат революцию в высшем образовании

Решения кейсов вместо лекций, «кастомизация» учебных программ под себя, переход на онлайн-обучения — эти и другие изменения ожидают высшее образование в будущем.


В век информационных технологий студенты живут в очень динамичной среде, где информация легкодоступна и избыточна. Они иначе взаимодействуют с данными и по-другому учатся. Возникает сложность: нужно перестроить не только содержание учебных предметов, но и методы обучения.
Мировые университеты постепенно адаптируются. Процесс обучения в ведущих вузах сегодня кардинально отличается от того, каким он был 20–30 лет назад. Можно выделить пять глобальных трендов. Именно они станут востребованными в развитии высшего образования в ближайшие годы.


5 трендов будущего образования:


  • Междисциплинарность;

В системе образования студент рассматривает мир через одно профильное направление. Такой подход все чаще подвергается критике. Ведь так студент не может увидеть полную картину.
В качестве альтернативы вузы начинают применять междисциплинарный подход. Цель метода: исследовать каждую тему одновременно с точки зрения нескольких учебных предметов.
Во многих европейских и американских вузах студенты уже могут выбирать две профильные области. В России диплом по-прежнему привязан к одному направлению. Однако большинство ведущих университетов пытаются вводить элементы междисциплинарности в свои учебные программы.

  • Активные методы обучения;

В современном представлении пара — это место для дискуссии, исследования, практики. Студент – не просто слушатель, а центральная фигура на занятии. Он самостоятельно ищет решения, анализирует информацию и делает выводы.
Поэтому на смену лекциям приходят игровые задания, решение кейсов.

— Геймификация в системе образования помогает быстрее заинтересовать и погрузить студентов в предмет изучения. Происходит это из-за создания игрового контента, — рассказал Дмитрий НЕКРАСОВ, основатель международного онлайн-университета «Янг». — Такой инструмент создает такую среду для студентов, в которой они могут сами разбираться во всём и искать ответы на свои вопросы. А 100 – бальная система оценивания и разумные дедлайны будут только мотивировать студентов для лучшего изучения тем.
Главная задача преподавателя — создавать среду для обучения и направлять знания, а не просто транслировать их.

Использование активных методов требует изменений. С одной стороны, активное обучение возможно только в небольших группах, с другой – возрастают требования к профессионализму педагогического состава. Умение гибко использовать современные методики преподавания становится важнее, чем знание самого предмета.

  • Свобода и ответственность;

Еще один важный тренд в мировом образовании — выбор предмета. Каждый студент получает возможность двигаться по индивидуальному пути. Выбирать сочетания интересных ему дисциплин.
Такой подход существенно повышает мотивацию. Дает студентам реальный контроль над собственным развитием. Делает человека ответственным и вовлеченным в выбранную им тему.

  • Диджитализация и смешанное образование;

По словам Дмитрия НЕКРАСОВА, высшее образование уже сейчас стремительно меняется. Многие организации переходят к смешанной форме обучения: совмещение онлайн и офлайн форматов.
Использование онлайн-платформ в качестве дополнения к очным занятиям позволит оптимизировать процесс и снизить нагрузку на преподавателей. Все больше вузов в мире переходят на смешанный формат обучения. Цель метода: самостоятельное изучение теории на платформе, а практика, обмен мнениями, командная работа, творческий поиск на очном занятии.

— Развитие онлайн-инструментов продолжится. Создание VR — приложений на порядок удешевляет обучение, — поделился Алексей МАКСИМОВ, ст. преподаватель кафедры цифровых технологий ФКН ВГУ. — Не нужно теперь создавать модель ядерного реактора в натуральную величину. Можно просто разместить в виртуальной реальности. Студенты смогут его разобрать, изучить, собрать и взорвать, если это нужно. VR — приложение не изнашивается и не ломается. Если устаревает, можно обновить. Дополненная реальность делает любое наглядное пособие еще нагляднее. Наверное, даже может заменить преподавателя».

  • Глобальная перспектива;

Высшее образование также становится глобальным. Практика двойных дипломов стирает границы между национальными системами образования. Теперь выпускник одновременно может получить диплом российского и, например, британского университета.
Уровень студенческой мобильности в мире никогда еще не был так высок, как сейчас. Выпускники бакалаврских программ все чаще отправляются за степенью магистра за рубеж. Именно на магистерские программы можно попасть бесплатно, воспользовавшись одной из международных стипендиальных программ. Российские вузы теперь конкурируют не только между собой, но и с зарубежными учебными заведениями.


Автор Станислав ВОРОНКОВ
Фото автора

0 комментариев