29 Апреля, Понедельник, 23:02, Воронеж

Воронеж. Герои "космических" улиц

Много ли улиц в Воронеже, в названиях которых скрывается космос? Где они находятся и чьи имена гордо носят? Ведёт ли хоть одна «космическая» улица к звёздам? Обо всём этом читайте в материале «P.S. — 5 сов», подготовленном специально ко Дню космонавтики.

Воронеж — город, неразрывно связанный с космосом. Здесь жили люди, чей вклад в космическую отрасль неизмерим — великие космонавты, учёные, конструкторы. С 12-го апреля 1961 года и по сей день почти во всех российских ракетах стоят двигатели, произведённые в столице Черноземья.

Космос разлит по улицам Воронежа, кажется, словно город — планета, содержащая историю, о том, кто её покорял и благодаря кому это удавалось. Думаем, каждый воронежец хоть раз бывал на «космических» улицах, или хотя бы слышал про них.

Конструкторы

Воронежские конструкторы внесли огромный вклад в космическую промышленность страны. Они поспособствовали реализации первого полета, благодаря им была достигнута вторая космическая скорость, их стремление добиться многих других космических достижений — это же настоящее сокровище для Родины.

Семён Косберг

В феврале 1958 года Семён Косберг познакомился с Сергеем Королёвым — основоположником советской практической космонавтики, главным конструктором ОКБ-1. В том же году в ОКБ-154 начались работы по освоению внеземного пространства. Сергей Королёв поручил воронежскому предприятию создать двигатель для первого в истории полёта на Луну.

В воронежском ОКБ-154 (впоследствии КБХА — конструкторское бюро химавтоматики) под руководством Семёна Косберга создали двигатель третьей ступени для ракеты-носителя «Восток», на которой 12 апреля 1961 года был совершён полёт Юрия Гагарина. Благодаря воронежскому конструктору, впервые в истории была достигнута вторая космическая скорость (11,2 км/с), которая позволила преодолеть гравитационное притяжение Земли.

Именно Косбергу Гагарин дал свой первый автограф после приземления. Главный конструктор КБХА отправился вместе с делегацией встречать космонавта после полёта. Там уже протянул Гагарину свежий номер «Волжской коммуны» от 13-го апреля 1961 года, где тот, рядом с сообщением ТАСС, написал: «С.А. Косбергу за третью ступень».

Газету семья великого конструктора хранит по сей день как реликвию. А копия того самого двигателя РД-0109 до сих пор хранится в музее КБХА — мощнейший механизм, спрятанный в агрегате меньше человеческого роста.



Александр Конопатов

После окончания учёбы Александр Конопатов работал в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) в Сибири, которым руководил Семен Косберг. Затем предприятие перебазировалось в Воронеж, куда Косберг предложил отправиться и молодому конструктору. Так Александр Дмитриевич оказался столице Черноземья.

В 1965 году Косберг трагически погиб в результате автокатастрофы, а на место главного конструктора воронежского ОКБ (позднее — КБХА) назначили Александра Конопатова. В том же году предприятию было поручено разработать ядерные ракетные двигатели. В 1966 году за их разработку конструктору Конопатову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Он почти 30 лет возглавлял КБХА.

12 марта 2012 года на территории КБХА открыли памятник Александру Конопатову. На доме № 3 по улице Дзержинского, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем академика Конопатова названа улица в Центральном районе Воронежа.



Сергей Королёв

Сергей Королёв — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.



Константин Циолковский


Константин Циолковский — один из главных визионеров в истории науки, основатель современной космонавтики. По его чертежам едва не построили цельнометаллический дирижабль — правда в конце концов проект был заморожен. Впрочем, на легендарном статусе ученого это не сказалось. Его теориями последователи продолжали пользоваться и после смерти изобретателя в 1935 году. Возможно, без исследований Циолковского человек гораздо позже запустил бы в космос спутник — и первый космический корабль.



Посмотреть, где находятся улицы, названные в честь них, можно здесь.

Космонавты

Константин Феоктистов

Константин Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. Константин Феоктистов во всех смыслах был первым: первый воронежский космонавт; первый конструктор, полетевший в космос на аппарате, который сам же и создал; первый побывавший в космосе гражданский инженер; член первого в истории группового экипажа, впервые вышедшего на околоземную орбиту без скафандров. Феоктистов в 1964 году совершил полет на первом аппарате новой серии «Восход» общей продолжительностью 1 сутки 17 минут 3 секунды.



Владимир Комаров

Владимир Комаров — первый космонавт, который погиб в полёте. 24 апреля 1967 в космическом корабле «Союз-1» сгорел 40-летний «Рубин» (позывной Комарова).

Политическая цель экспедиции была выполнена: пилотируемый полет в СССР состоялся в год полувекового юбилея установления советской власти. Космическая же задача, напротив, потерпела неудачу. Предполагалось, что на следующий после старта «Союза-1» день, 24 апреля, корабль — впервые в мире — состыкуется с взлетевшим «Союзом-2», и космонавты Алексей Елисеев и Евгений Хрунов в скафандрах через открытый космос перейдут к Комарову.

Именно его корабль должен был, маневрируя, приблизиться к «Союзу-2» — активная роль в стыковке была за Комаровым. Вначале все шло хорошо: ранним утром 23 апреля через 540 секунд после старта аппарат был выведен с 17-й площадки космодрома «Байконур» на орбиту. Комаров методично докладывал на Землю о ходе полета. В ЦУПе все поздравляли друг друга с удачным началом: корабль «Союз» впервые осуществлял пилотируемый полет.

Но вскоре начались проблемы. Уже на втором витке Комаров доложил, что что-то идёт не так. На связи с ним с командного пункта в Евпатории в этот напряженнейший момент был его дублер, замначальника ЦПК по летно-космической подготовке, первый космонавт Земли полковник Юрий Гагарин. Он ещё не знал, что слышит своего коллегу в последний раз.

Голос Комарова до последней секунды жизни оставался спокойным. Он был собран и сосредоточен — космонавт делал всё возможное, чтобы вернуться живым. В 6 часов 24 минуты по московскому времени «Союз-1» произвел посадку в 65 километрах восточнее Орска. Все присутствующие в ЦУПе встретили информацию аплодисментами. Казалось, что все страхи позади, как вдруг с места приземления пришло тревожное сообщение: «Корабль горит, космонавт не обнаружен». Как выяснилось чуть позже, отказала парашютная система спускаемого аппарата. Владимир Комаров стал первым советским космонавтом, погибшим во время полета.



Герман Титов

Герман Титов – известный космонавт, дублер Юрия Гагарина. Первый человек, пробывший в космосе больше суток. На момент полета Титову было всего лишь 25 лет. Он самый молодой из всех космонавтов, когда-либо побывавших на орбите, за все годы изучения человеком космоса. В 1961 году стал Героем Советского Союза. Доцент, доктор военных наук.

Несмотря на то, что он стал вторым, его имя навсегда впечатано в историю развития космонавтики. После полета Гагарина отряд космонавтов «Востока» продолжал готовиться к новым свершениям. 6 августа 1961 года состоялся полет Германа Титова. Его позывной — «Орел», стал известен всему миру. Герман облетел Землю, поставил первый рекорд длительности пребывания в космосе на корабле «Восток-2» — полёт Титова длился больше суток, точнее, 25 часов. За это время Герман выполнил семнадцать витков вокруг орбиты, преодолев путь длиной в 703 тысячи километров.

Титов не просто слетал в космос, его задание было более расширенным, чем у первого космонавта. Ему предстояло выполнить испытание ручного управления кораблем, предпринять несколько маневров. Он стал первым, кто узнал вкус космического обеда, первым, кому посчастливилось узнать, каково это – спать в невесомости. Помимо этого, Титов выполнил и работу фотографа, снял Землю с высоты космического полета.



Валентина Терешкова

Трудно найти хоть одного человека, который бы ни разу не слышал имя Валентины Терешковой. Оно впервые прозвучало в 1963-м, когда она отправилась в космос, сказав при этом своим родным, что просто уезжает на соревнования парашютистов. Сложность ее полета была еще и в том, что она летела одна, у нее не было ни одного напарника или хотя бы помощника. Она была первой и единственной женщиной, внесшей огромный вклад в развитие космической отрасли не только в СССР, но и во всем мире.

Сергей Королев решил укрепить авторитет советской космонавтики в мире, поэтому предложил идею — подготовить женщину-космонавта. В политическом смысле идея была гениальной, поэтому в 1962 году начали искать достойную кандидатуру. Претендентка должна была весить меньше 70 кг, быть ростом ниже 170 см и быть не старше 30. Плюс ко всему, она должна была быть парашютисткой.

Полет в космос первой в мире женщины-космонавта состоялся 16 июня 1963 года и длился на протяжении трех суток. Терешкова пилотировала корабль «Восток-6», который стартовал с Байконура. С этого же космодрома когда-то взлетал Гагарин, но с основной площадки, а Валентине досталась дублирующая. За ее стартом следили специалисты высочайшего класса, но даже они не нашли ни одной погрешности в ее работе. Позже они пришли к мнению, что она справилась с задачей лучше, чем многие мужчины-космонавты.



Юрий Гагарин

Юрий Гагарин – первый космонавт СССР и мира, ставший символом развития советской авиации и науки в целом, человек, навсегда вписавший свое имя в историю исследования космического пространства.

В 1961 году решено было срочно подобрать подходящую кандидатуру и не позднее апреля осуществить запуск космического корабля. Позже поступили сведения, что американцы планируют запустить человека в космос двадцатого апреля, поэтому важно было опередить их. Из трех кандидатов главным претендентом выбрали Гагарина. Его дублером командование назначило Германа Титова.

Для многих показался странным выбор Сергея Королева. Он настоял на том, чтобы в космос полетел Гагарин, хотя Титов имел физическую подготовку лучше, это помечено и в записях самого конструктора. Однако был выбран Юрий. Можно предположить, что это произошло из-за политических соображений — все понимали, что первый человек в космосе станет символом величайшего достижения СССР, соответственно выбор пал на человека с обыкновенной славянской внешностью и чистейшей биографией семьи. Согласно другой теории, Титов был важнее для проекта, чем Гагарин, поэтому Королеву не хотелось им рисковать. Генеральный конструктор планировал отправить его в другой, более продолжительный полет, который должен был длиться целые сутки.



Посмотреть, где находятся улицы, которые названы в честь них, можно здесь.

Воронежский космонавт, в честь которого не названа улица

Анатолий Филипченко

Анатолий Филипченко — старейший участник космических полетов, он прожил до 94 лет.

Свой первый космический полёт Филипченко совершил с 12 по 17 октября 1969 года в качестве командира экипажа «Союз-7», куда входили Владислав Волков и Виктор Горбатко. Это был первый групповой полёт трёх советских космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». Однако во время полёта на корабле Филипченко случилась неприятность, которая едва не привела к трагедии. Сам космонавт вспоминал об этом так:

— Когда заканчивался полёт с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко, уже входили в верхние слои земной атмосферы (мы это называем «зацепиться»), одно из устройств не сработало с первого раза. Я Волкову указание даю, как это исправить. А он сначала не до конца понял. Пришлось матом пояснить. А что делать? Если бы эту накладку оперативно не устранили, весь экипаж мог погибнуть.

Второй космический полёт — со 2 по 8 декабря 1974 года на корабле «Союз-16» вместе с Николаем Рукавишниковым. Космонавтам удалось успешно выполнить все поставленные перед ними задачи. Общая продолжительность полёта составила 5 дней 22 часа 23 минуты и 35 секунд. Эта экспедиция подготовила почву для совместного советско-американского проекта «Союз — Аполлон».



Пять космонавтов, чьи имена забыты
Их фамилии менее известны широкой аудитории, ведь они так и не были отправлены в космос.

Александр МАТИНЧЕНКО (1927 — 1999). Уроженец Верхнего Мамона. Космонавт-испытатель. Подполковник запаса ВВС. С 1966 по 1971 год проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов.

Анатолий КАРТАШОВ (1932 — 2005). Уроженец села Первое Садовое (Аннинский район). Лётчик-истребитель, входил в первый отряд космонавтов СССР (вместе с Юрием Гагариным).

Владимир ДЕГТЯРЁВ (родился в 1932 году). Родился в Воронеже. В 1964 году принимал участие в наборе кандидатов для полёта на первом трёхместном космическом корабле «Восход».

Сергей ГАЙДУКОВ (1936 — 2008). Родился на станции Журавка (Кантемировский район). Космонавт-испытатель 4-го набора ВВС. Подполковник авиации запаса.

Иван АНИКЕЕВ (1933 — 1992). Родился в Лисках. Лётчик-истребитель, военный лётчик 2-го класса. Входил в первый отряд космонавтов СССР (вместе с Юрием Гагариным).


Улицы и переулки, которые также связаны с космосом

● ул. Космонавтов, ул. Планетная (в Отрожке);
● ул. Байконурская, ул. Покорителей Космоса(обе — в Малышево);
● ул. Космическая, ул. Спутниковая (обе — в Семилукских Выселках);
● ул. Звёздная (Масловка);
● пер. Ракетный, пер. Космонавтов (Подгорное);
● пер. Звёздный(Масловка).

Посмотреть, где находятся улицы, можно здесь.

Ульяна ЖУКОВА

0 комментариев