28 Апреля, Воскресенье, 03:02, Воронеж

"Аленький цветочек" уже не в тренде

Роль подростковых театров и кино изменилась. Детей стали больше привлекать документальные спектакли, нежели волшебная сказка и медленная музыка. В TLKN 7 октября о всех подробностях новейшей детской драматургии поведал театральный критик Павел РУДНЕВ.


В первую очередь изменилась визуальная культура театров, так как сейчас появилось цифровое сознание – дигитализация. Ребенку стало тяжелее воспринимать информацию без картинки. Кроме того, изменилась скорость восприятия. К примеру, режиссеры стараются как можно больше информации уместить в одну серию мультфильма.

– Вы сейчас попробуйте включить ребенку советский мультфильм. Тот же «Аленький цветочек», который идет час. Там очень медленно развивается действие и событий не так уж и много. Скорость визуальной информации мала. Поэтому родители сразу проиграют в этом деле и не заинтересуют ребенка, — прокомментировал Павел РУДНЕВ.

Главным критерием современного детского театра и кино – передать не художественные образы, а опыт естественных наук, то есть ребенок интересуется самообразованием через механизм игры. Также сейчас исчезло единое поле детской культуры: все смотрят разные мультфильмы и нет одной системы. Поэтому дети, к примеру, могут и не знать, кто такой Чебурашка, зато с интересом рассказывают про своих любимых героев.
К тому же на изменения детского искусства влияют и родители. В последнее время появились две противоположные проблемы взаимоотношений. Первое, родители боятся погрузить ребенка в «экстра страх», то есть показать жесткий травматичный мир.

– Появилась такая позиция: «Будем искать добрые стихи». Некоторые родители настолько боятся травмировать ребенка, что даже Чуковского перестают читать из-за его фраз «проглочу», «убью» и т.д. – добавил театральный критик.

Второе, боятся навязать свои правила детям.

Кроме самих подростков, детскими театрами и кино увлекается и «поколение Питера Пэна» — вечные дети, которые не стремятся взрослеть. В пьесе «Жанна» Ярослава ПУЛИНОВИЧ как раз объясняет такое явление. Противоположной частью общества является же тема «Маленького Наполеона»: ребенок в этом реальном мире пытается подражать взрослым и стремится к власти, используя тиранический настрой. Пример этой темы – пьеса Игоря ВИТРЕНКО и Саши ТЮЖИНА «Вот возьму и нарисую».

Театр и кино на сегодняшний день помогают детям и подросткам высказаться. Ведь многие пьесы подняты на наболевшие темы, и искусство в данном случае помогает придумывать противоядие на них.

– К примеру, одна из тем – ликвидация сексуальной тайны. Как бы мы это не осознавали, но это так. Ребенок сегодня узнает о закрытом мире чувственности человека гораздо раньше, чем у него возникает потребность. Когда подростки понимают, что сексуальная жизнь – это не табу, то ценность этого становится ниже. И культура как раз — таки помогает в этом, — рассказал Павел РУДНЕВ.

«Дети как жертвы в пороках взрослых» также является опорной темой в театрах. Родители передают ребенку свои травмы и заставляют их переживать вместо них. Эта тема медленно переходит во взрослое искусство. Ее суть в том, что мир создан для детей, но не пригоден для выживания. К примеру, эта тема раскрывается в пьесе Даны СИДЕРОС «Черный апельсин» или Керен КЛИМОВСКИ «Красная каска».

Александра ШИНКАРЕВА
Фото представлено из афиши документального театра «Вербатимфест»

0 комментариев