8 Мая, Среда, 09:40, Воронеж

Записки из Сибири, или Да здравствует тотальная журналистика!

Воронеж для них – это «типа где Москва, только на юге», где все цветёт и много красивых девушек. Корреспондент «P.S. — 5 сов» провела неделю в Сибири на проекте тотальной журналистики «Медиаполигон: Тюмень-24». Он создан при поддержке журнала «Русский репортер», платформы Les.Media и регионального проекта «Моя территория».


10 девочек-журналисток в комнате и всего 10 минут на то, чтобы сходить в душ. По утрам читаем новости, по ночам — долгие споры на кухне. Мы смеялись над говором друг друга и, задрав нос, важно рассказывали про свой город.

— Вспышка такая, знаешь, как будто десять молний разом. А потом я на руке тепло почувствовал, честное слово! — мой новый друг Артем из Челябинска рассказывает, как увидел метеорит. Ему явно нравится мой интерес; вдохновенно, размахивая руками, он показывает, как доставал осколки из снега.

Ёжась от холода, новая знакомая предлагает провести следующий медиаполигон в Воронеже.
— Греться приедем!
Воронеж для них – это «типа где Москва, только на юге», где все цветёт и много красивых девушек.

Первый сибирский город – Тюмень принял нас гостеприимно. Мы собрались в одном месте, чтобы проверить на прочность всё, что знаем о журналистике. Проект «Медиаполигон: Тюмень24» собрал около 300 участников из разных городов России и даже из-за рубежа. Проект успел реализоваться уже во многих городах – Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Минске, Ереване и других.



Тюмень в местечковом кругу тюменцев зовётся громко и претенциозно – лучшим городом земли. Когда приехали мы, сразу критически настроенные, то оглянулись по сторонам и провозгласили: «Ну давайте, докажите это». И Тюмень доказывала, будто бы стараясь изо всех сил.

Почему журналистика тотальная?



Если коротко, тотальная журналистика – это круглосуточная трансляция новостей о жизни одного города. Новости должны быть написаны простым искренним языком. Заметка строится из привлекающего внимание заголовка, короткого текста и фотографии. По правилам формата, корреспондент тратит на заметку не более 15 минут, редактор – не более 5 минут. В этом жанре на первый план выходят «бытовые» новости о повседневной жизни людей, например, охранника супермаркета, главы городской администрации, священника или Галины Викторовны с фанерного завода.

Задача журналиста – найти удивительное в повседневности. Нетрезвый мужчина предлагает продавщице киоска романтическую прогулку, а она робко произносит: «Только после семи». В цветочном магазине парень спрашивает у флористки, какие цветы подойдут, чтобы загладить вину. Это прекрасные инфоповоды! Только очень важно заметить конфликт, поворот, разлом действительности. Когда начинаешь смотреть на мир в поисках новостей, они мистическим образом притягиваются к тебе, ведь удивительное повсюду, стоит только приглядеться и прислушаться.



На полигоне некогда скучать


Всю неделю с 3-го по 8-е апреля мы слушали лекции известных журналистов и медиаэкспертов: Виталия Лейбина, Марины Ахмедовой, Константина Мильчина, Григория Тарасевича и других. Темы их выступлений были очень любопытны, например: «Как за статью не получить статью», «Как написать материал, чтобы он попал в федеральное издание», «Где заканчивается журналистика и начинается гражданский активизм». Кроме того, учили технике написания текстов. Оказывается, за тире и многоточия в журналистском тексте, вы будете гореть в аду; а вот точка с запятой и кавычки ёлочкой – наоборот лучшие знаки в мире.



В один из дней мы играли в образовательную игру. Разделились на команды, находившиеся якобы в разных космических колониях. Нашей задачей было доказать другим «колониям», что мы не роботы. Повесткой к игре стали разговоры о том, что роботы скоро смогут заменить живых журналистов. В этой игре мы упражнялись в тех навыках, которые подвластны только людям – способность удивляться, проявлять эмоции и все это отражать в текстах. Главный смысл – хороший текст должен содержать в себе чувства, а тема должна удивлять самого журналиста.



А в последний день (день Икс) все участники распределились по разным точкам Тюмени: бары, продуктовые магазины, храмы, театры, машины скорой помощи, секс-шопы, заводы. И ровно в шесть утра вышли в город.

Тюмень на ладони


Тюмень простирается далеко вдоль спокойной речки Туры, но казалось, будто «полигонщики» оккупировали каждый её уголок. Видишь «интересность», а она уже занята – стоит рядом девушка с «прытко пишущим пером» и пытливым взглядом, а настырный фотограф уже щелкает затвором камеры. Приходилось выбегать в поиске новостей из остановившегося на светофоре автобуса, потому что видишь из окна интересного человека. Взгляд на таких уже наметан. Так одинокая старушка на лавочке рассказала мне, что скучает по старой Тюмени, ведь в её детстве на месте этой магистрали, было болото и стреляли уток.

Мы могли писать абсолютно из любого места города. Например, я шла по улице и увидела старенькую бабушку, торгующую вербами. Подошла, поговорила, купила вербы и отправила о ней коротенькую заметку. Потом, кстати, именно её отметили европейские журналисты – гости медиаполигона. В заметке они увидели настоящий русский дух, а мой стиль написания назвали сильным и крайне аскетичным. Теперь я не боюсь подойти к кому угодно и узнать у человека то, что мне про него интересно.

Издержки профессии и почему чудесно быть журналистом


Когда с тобой заговаривает человек на улице, первая мысль: «Ну, ты сам напросился». Когда священник вместо ответа на вопрос смущается, опустив голову, а потом ваше интервью больше напоминает его исповедь. Когда, стоя на остановке, генерируешь в голове заголовки для новой заметки, а мимо проносится скорая или полиция с мигалкой, и ты улыбаешься. Ведь знаешь, что внутри тоже «полигонщики». Мчатся на вызов с диктофонами и фотоаппаратами наготове.

Тотальная журналистика показывает многое. Учит наблюдать за людьми и открывать для себя простые истины, которые всегда были где-то в подкорке, но ты никогда не знал, как их оттуда вытащить. Показывает, за что можно любить свой город так, как Тюменцы любят Тюмень. Возможно, скоро мы придумаем свой амбициозный лозунг про Воронеж, и позовем дотошных журналистов со всех уголков России смотреть на наш город и учиться журналистике и жизни на его теплых и светлых улочках.

Татьяна БРОСТОВСКАЯ
Фото из соцсетей

1 комментарий

nvvanya@mail.ru
А как же «Воронеж — город куража»? дайте мне 200 баксов, я любому туристу это докажу)