19 Апреля, Пятница, 10:06, Воронеж

Голос профессии: туристический агент

«Там ли я учусь?», «Кем буду работать» и «Чего я хочу» – вечные вопросы студента. Ответить на них – личное дело каждого, но иногда чужие истории и советы могут подсказать решение. Екатерина Сороченкова, студентка первого курса магистратуры факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ, рассказала о своей жизни в университете.


— Что написано в твоем бакалаврском дипломе? Кто ты?

— Организатор турагентских и туроператорских услуг. Я закончила бакалавриат по направлению «Туризм», сейчас учусь на первом курсе магистратуры на «Физической географии».

— Давай с банального: зачем поступала на ГГиТ?

— В 11-м классе я очень долго не могла определиться, куда поступать. Мне даже звонила как-то завуч, спрашивала, на кого хочу учиться. Я тогда просто ответила: «Менеджер». Я просто знала, что есть какая-то работа такая, менеджер, но даже не представляла, что она из себя представляет, что менеджеры разные… И однажды мы сидели на уроке обществознания, учительница сказала как-то между делом, что всегда мечтала путешествовать, работать в турагентстве. И тут я подумала: точно, турагентство! Думаю, меня правда это сподвигло.

— Турагентства — это же прибыльно, да? Много в них зарабатывают?

— Когда я хотела учиться на того, кто потом сможет работать или даже иметь свою туристическую фирму, то представляла себе золотые горы, и в то время, мне кажется, было классно. Но нет, в турфирмах сейчас получают очень мало. Многие люди сейчас сами путешествуют, все находят и бронируют, очень редко покупают туры — в основном это пожилые люди или большие семьи, которым нужно и самим как-то разместиться, и еще животных с собой провести, и вообще забот у них много. Либо если в первый раз едут куда-то, тоже могут обратиться в турфирму. В общем, редко.

И оклад в турфирмах, из того, что я знаю, очень низкий – в основном максимум тысяч десять. Выше — проценты с продаж. И то, из того, что мне рассказывала подруга, которая сейчас работает в турфирме, как-то из огромного тура, ну, тысяч в 300 рублей, она получила процент в 350 рублей! При этом с ней же работает парень, который зарабатывает очень хорошо. Потому что чтобы нормально зарабатывать в турагентстве, нужно в него вложить столько… Он объехал весь мир, был в самых отдаленных уголках планеты! И он знает о поездках все. И люди приходят целенаправленно к нему, доверяют.

— И в итоге ты не работаешь по профессии?

— Нет. И не планирую. Я горела туризмом на первом курсе. Ходила на пары с вылупленными глазами, мне нравилось, что я делала, я прям кайфовала. После первого курса я поехала работать вожатой в детский лагерь. И мне там понравилось. Потом я проходила практику в ЦИТе (Центр Игровых Технологий – прим.). Сначала в офисе, «на телефоне», потом игротехником на одном из потоков. Это было нечто! И когда на четвертом курсе дело подошло к диплому и пришлось выбирать тему я понимала, что мне не очень интересно писать про какие-то гастрономические, тематические туры. И решила «потусоваться» с детишками — мой диплом был по детскому туризму в Воронежской области. В общем, мне как-то очень понравилось с детьми работать. Но я не понимала, где работать. Учителем мне не очень хочется, я даже сейчас, работая в школе, вижу, что такое учитель. Преподавание – не мое. Мне хотелось быть педагогом-организатором, работать с детьми в творческом плане, что-то организовывать.

Но после четвертого курса я пошла работать в магазин одежды! Туда, точнее, пошел работать мой друг, и я вдруг с ним за компанию. Хотя очень не хотела — не для этого я получала высшее образование! Но в итоге эти почти полгода работы были классными: мне повезло с коллективом, и зарплата меня устраивала, но я понимала, что все-таки мне нужно двигаться в другом направлении. Вот после этого я оказалась в школе старшей вожатой. И зарабатываю больше, чем моя подруга в турагентстве.



— А что из себя вообще представляет студент ГГиТ?

— Он путешественник. Бакалавры направления «География», например, ездят на Соловки, на Галичью гору. Мы на практику тоже ездили за пределы города и области, и это было очень круто!

— Что вы изучаете?

— Ну, например, у нас на третьем курсе был испанский. Обязательный. Первые полтора курса мы учили язык, который учили в школе, а потом все перешли на испанский. ВГУ тогда, видимо, особенно плотно сотрудничал с Испанией, нам дали такой второй язык. Второй язык учит, кстати, только туризм. Потому что в гостиницах, например, где мы можем работать, это важно. У других направлений через полтора года просто заканчивается изучение иностранного языка.

Из профильных дисциплин изучали организацию туристических услуг, историю Воронежа, гостиничное дело — ходили на экскурсии в самые известные воронежские отели типа «Рамады», «Марриотта», «Хилтона», «Азимута». Учились делать туры, причем не просто придумать, когда там вылетит самолет из Воронежа и куда, где будут гулять туристы и на что посмотрят: маршрут должен был быть реальный, рассчитанный по-настоящему. То есть нужно было найти реальные билеты, посмотреть время вылета, прибытия, составить весь маршрут от и до по минутам.

Правда, когда пришли в турагентство, оказалось, что «забудьте все, чему вас учили в институте» – применимо и к сфере туризма. Хотя мои подруги говорят, что составление туров все равно пригодилось в работе.

— А практика? Вы палаточники или жители офисов?

— Наверное, все же палаточники. На практике по Воронежской области мы сплавлялись на байдарках, жили в палатках в Верхнем Мамоне. Рисовали ландшафты Круглого озера, цивильно ездили на экскурсии в Павловск. Вторая практика у нас должна была быть международной – планировали поехать за границу. Наши предшественники, старшие курсы направления, ездили в свое время, например, в Финляндию автобусным туром. Но мы попали на тот год, когда были какие-то политические проблемы. И нам намекнули, что лучше бы никуда не выезжать из России. А мы-то уже деньги накопили, настроились, ждали! Вместо этого мы поехали в Новомихайловский поселок в Краснодарском крае. Не поверите, это оказалось очень и очень классно. Вряд ли, конечно, переплюнуло наши ожидания от того, что должно было быть, но понравилось безумно.

— Что же такого в этом поселке?

— Мы ходили на водопады, плавали, загорали на пляже, ели нереально вкусную рыбу. Около пляжа на скалах парни устроили бизнес: ловили рыбу, тут же жарили и продавали. Это была не рыба. Это был мёд… Люди стояли в огромных очередях на солнцепеке, никто не уходил. Один из этих парней сидел на вышке с мегафоном и постоянно говорил всякие смешные штуки, типа «Дорогие девушки, только для вас в эту самую секунду рыбка по пять рублей», «Девушка в красном парео, подходите, не стесняйтесь». Мою подругу прям с пляжа выкрикивали, хотя там было очень много людей в тот момент. Но как-то разглядели ее ядерно-желтый маникюр и кричат: «Желтые ногти! Желтые ногти! Девушка с желтыми ногтями, можете не прятаться за свою подругу! Можете забрать свежую рыбку специально для вас!» – и весь пляж ухахатывается.

Но, конечно, не только отдых на пляже был. По учебе мы описывали инфраструктуру и особенности турбазы, на которой проживали, описывали экскурсии, на которых побывали.



— Так ожидания от учебы совпали с реальностью?

— У меня очень двойственные чувства. Мне очень нравилось учиться. Было тяжело временами, как и всем, но нравилось безумно. Я еще и в активе факультета была, участвовала во всех «движухах». Реально летела на учебу! Нравилось ходить на пары! Но напрягает, что нет особой помощи в поиске работы после университета. Без опыта особо нигде не берут, как всегда. Приходится самому от безысходности что-то искать. И, может, от той же безысходности работодатель возьмет тебя к себе, если ему срочно нужны сотрудники в штат. Знаю девочек, которые так и нашли работу.

— Ты решила работать с детьми, у тебя есть вопросы к заработку в профессии, в турфирмы ты не собираешься. Так зачем тогда пошла в магистратуру туда же? Почему не сменила деятельность или вообще не осталась просто бакалавром?

— В магистратуру я пошла скорее из-за того, что все-таки бакалавр, мне кажется, — это не полное высшее. Неизвестно, куда меня занесет жизнь, где я буду работать через год, 5 лет или 10, вдруг мне понадобится магистратура. Тем более, на меня в какой-то степени давили родители: пока есть возможность учиться, нужно учиться. А после 4 лет обучения на платном («Туризм» только на договорной основе), 2 года бюджета манят, как мёд! И, мне кажется, я и сама не хотела еще расставаться с университетом.

Не знаю, на какую профессию я могла бы перейти после «Туризма», та узкая направленность, в которой я себя вижу (организация детского досуга), либо жутко дорогая, либо не в Воронеже. А переезжать в другой город я не хочу, мне и Воронеж нравится. Я думаю, после шести лет на ГГиТ я вырулю туда, где действительно буду себя чувствовать на своем месте.

Татьяна ХАРЧЕНКО
Фото из архива героя публикации

0 комментариев