15 Мая, Среда, 23:25, Воронеж

Планеристы воронежского «Сапсана» собирают мировых звезд и учат летать молодежь

Лучшие планеристы России, Чехии, Польши и Литвы съехались в Липецкую область для участия в этапе Гран-при с 1 по 8 мая. Соревнования по планерному спорту такого уровня Россия принимает впервые. Честь их проведения досталась воронежскому аэроклубу «Сапсан». Корреспондент «P.S. — 5 сов» побывала на месте проведения гонки, познакомилась с именитыми пилотами и выяснила, зачем российскому планерному спорту нужны школьники и молодежь.


Справка. Планер — безмоторный летательный аппарат, который движется в небе, используя силу восходящих потоков воздуха с земли. Поднимается на высоту примерно 1 км на тросе, прикреплённом к самолёту-буксировщику, затем отцепляет трос и движется самостоятельно. Планер может парить (набирать высоту, двигаясь по траектории спирали, как это делают орлы) и планировать (лететь со снижением). При хороших погодных условиях опытные пилоты могут совершить перелёт на расстояние 1000 километров и более. Планер совершает посадку самостоятельно.



Сергей КЛЮЕВ, мастер спорта международного класса по планерному спорту, многократный чемпион России и Европы, обладатель Кубка России по планерному спорту, заместитель директора клуба «Сапсан»:

— Гран-при — это очень представительные соревнования, и получить право на их проведение не так-то просто: заявка от страны должна быть одобрена планерной комиссией. В ближайшее время пройдет 10 отборочных соревнований в разных странах, в каждом из них будут участвовать до 20 пилотов. Планеристы, занявшие первое и второе места, пройдут в финал, который состоится в ноябре этого года в ЮАР.



Нина ШАЛЬНЕВА, мастер спорта международного класса по планерному спорту, участница чемпионатов мира по планерному спорту среди женщин, член президиума Федерации планерного спорта России:

— В 2014 году мы отметили 90-летие планерного спорта в нашей стране — это довольно старый вид спорта. Но очень тяжело его популяризировать и показывать зрителям, потому что классические правила проведения соревнований больше интересны самим пилотам: они улетают на дальние расстояния и пропадают из поля зрения наблюдателей.

Как раз чтобы открыть зрителям красоту полёта, был придуман формат проведения Гран-при, где действуют другие правила: все 20 пилотов стартуют одновременно, поэтому запросто можно увидеть, кто лидирует, а кто отстаёт, и сразу ясно, кто пришёл к финишу первым. Для удобства зрителей дистанции будут небольшими, примерно 150-250 километров, а полёт продлится примерно 3 часа.

Правила гонки таковы: участник должен в назначенное время пересечь стартовую линию одновременно с другими пилотами и далее проходить поворотные точки в указанном порядке (это фиксируется GPS-приборами). Тот, кто придёт первым, станет победителем (если не получит штраф за нарушения, конечно). Кстати, все зрители, не попавшие на соревнования, смогут посмотреть онлайн-трансляцию гонки на сайте Федерации планерного спорта России.

Завершится этап соревнований на аэродроме Усмань-Шашки 8 мая. Всех желающих будет ждать торжественная церемония закрытия и показательные полёты авиаторов. В небе один за одним пройдут 4 авиашоу: сначала свои навыки и мастерство покажут парашютисты, затем группа самолётов лёгкой авиации, им на смену прилетит пилотажная группа «Первый полёт», затем зрители увидят планерное шоу, а в финале программы гости из Липецкого авиационного центра продемонстрируют фигуры высшего пилотажа на СУ-34.


Одно из самых громких имён на соревнованиях — Себастьян КАВА, представитель Польши, самый титулованный планерист на планете, десятикратный чемпион мира, автор книг и популяризатор малой авиации, человек, покоривший на планере Эверест. Естественно, гости соревнований захотели услышать историю этого полёта из первых уст.

— Самым сложным в покорении Эвереста была даже не техническая часть, а проблема с доставкой планера в страну, в которой нет авиации общего назначения и, соответственно, невозможно достать нормального топлива. Не было в Непале и метеорологической службы, прогноз погоды нам отсылал метеоролог из другой страны. Кстати, сейчас его прогнозы использует даже непальская армия (смеется). Для высотных полетов нужен был запас кислорода в баллоне, который также невозможно было достать. Трудности были и с получением разрешения на полеты, нам пришлось присоединиться к непальскому авиаклубу дельтапланеристов и парапланеристов, который вырос благодаря российским пилотам, оставившим там свою технику (за что им большое спасибо).

Многие спортсмены пожаловались, что молодые люди совсем перестали летать, а планерному спорту нужны новые имена, в первую очередь, школьники и молодёжь.


Петр КРЕЙЧИЖИК, тренер национальной сборной Чехии, призёр чемпионатов мира:

— Я думаю, это проблема всего мира. Молодёжь не хочет заниматься спортом. У нас в Чехии за два года количество пилотов снизилось с 3200 до 3000. Но вообще-то это дорогой спорт, у нас нет дотаций, нет спонсоров. Обучение одного пилота обходится в 1500 евро.

— Планеризм — это самый дешёвый вариант для начала лётной карьеры, — возразил Себастьян КАВА. — К тому же, очень хороший. Пилот, освоивший планер, отлично подготовлен для любого другого вида авиации, и гражданской, и военной. По статистике, сейчас из 20 обучающихся на аэродромах в планерный спорт возвращаются лишь 5, но это уже настоящие профессионалы.

Воронежский аэроклуб «Сапсан» готов учить подростков полётам бесплатно, лишь бы им было это интересно и у них «горели глаза».


Сергей КЛЮЕВ:

— В клуб мы принимаем парней и девушек с 15 лет для обучения на планере, даём им небольшой курс теоретической подготовки, проводим медицинскую комиссию, и они уже могут летать. Ребят из Усмани и Воронежской области до 18 лет мы готовы взять на бесплатное обучение, т.е. за них будет платить «Вехнехавский агрохолдинг», который и создал наш аэроклуб. Кстати, многие из наших учеников потом действительно продолжают свою карьеру в военной и гражданской авиации, будучи подготовленными. Такие пилоты очень востребованы, так как они уже умеют сажать летательный аппарат без двигателя. В Германии и в Америке, например, многие авиакомпании вообще не берут на работу пилотов, которые не летали на планере.

Как оказалось, в профессии пилота планера есть место и девушкам.

Владимир КРАПОТКИН, пресс-секретарь аэроклуба «Сапсан»:

— В этом году мы набрали 10 планеристов-новичков на проект «Крылатая дружина». И знаете что? Из них 9 девушек!



Ангелина ГАВРИЛОВА
Фото автора

0 комментариев