3 Мая, Пятница, 11:40, Воронеж

Чем отличается обучение в Воронежском меде в ХХ и ХХI веках?

Сравнительный анализ от отца и дочери


15 сентября в День города в Воронеже прошёл Всероссийский парад студентов. В нём приняли участие студенты и выпускники различных воронежских вузов, в том числе и ВГМУ, где учится второкурсница Даша Кычакова. Она окончила школу с золотой медалью и вошла в стены Воронежского государственного медицинского университета по стопам своего отца.

Александр Александрович Кычаков в 1991 году поступил на лечебный факультет тогда ещё Воронежского государственного медицинского института им. Н.Н. Бурденко (в 1994 году ему был присвоен статус академии, а в 2015 году академии был присвоен статус университета). Сейчас Александр Александрович работает врачом-онкологом в третьем хирургическом отделении Липецкого областного онкологического диспансера.

Один университет, один факультет, одни и те же впечатления. Или нет? Попробуем сравнить ВГМУ тогда и сейчас по студенческим впечатлениям с разницей в 25 лет.


Сложности поступления


Александр Александрович: «Поступить в ВГМУ всегда было тяжело. И хотя я окончил школу с золотой медалью, занимался дополнительно с репетиторами (тогда это была не столь распространенная практика), всё равно поступление было сложным. Мы сдавали три экзамена: биология, химия и сочинение, то есть приблизительно, как и сейчас».

Даша: «На ЕГЭ я сдавала химию, биологию и русский, готовилась с репетиторами. Само поступление (подача документов, поездки из Липецка в Воронеж, ожидание результатов) было морально тяжелым. Не хотелось обременять себя потом финансовыми трудностями, это я о целевом направлении, поэтому целью был бюджет, а там конкуренция немаленькая".

… и учёбы


Даша: «Сложно перестроиться на новый лад после школы, потому что метод обучения другой. Это практически самообразование, слишком быстрая подача информации, высокие требования к студентам. Система рейтингов, по которой любые пропуски отрабатываются, и от оценок в году зависит оценка на экзамене. С одной стороны, это хорошо: в году учился на 4, а на экзамене не смог нормально ответить – всё равно есть возможность получить 4. Но может быть наоборот: не догонял в году, а к экзамену всё выучил – тебе выше 3 не поставят».

Александр Александрович: «Учиться, вопреки общему мнению, мне было несложно. Главное – не пропускать занятия, и тогда проблем в сессию не будет».

А как же «погулять»?


Даша: «На спорт времени хватает, хотя и не всегда, но надо себя заставлять. Творчеству уделяю намного меньше времени. Без прогулок совсем загнуться можно, поэтому гулять надо, периодически это и делаю. В общем, время можно найти на всё, но, конечно, не в таком размере, как можно было в школе».

Александр Александрович: «Конечно, оставалось время и на занятия спортом, и на встречи с друзьями. Главное, правильно организовать свой день».

Учиться интересно?


Даша: «Смотря как относиться к дальнейшему применению подаваемого материала. Из-за нехватки времени на изучение той же анатомии, ты сидишь на паре и думаешь о том, как сейчас учил бы дома что-то нужное, а не вот это вот всё…»

Александр Александрович: «Учиться было очень интересно. Я не учился в других вузах, но мне кажется, учёба в мединституте должна быть самой интересной! И только приступив к практической работе я понял, что «лишних» предметов практически не было. Всё пригодилось!»



Отношение преподавателей к студентам


Даша: «Зависит от преподавателя. Бывают разные. Обо всех и не расскажешь. В этом году нам предстоит встретиться с одним предметом, который раньше относился к военной кафедре, и, как говорят старшекурсники, «там всё плохо». Складка на халате – вон из аудитории; мальчик без галстука – вон; не понравилось, как ведёшь себя на лекции – прогул. А на некоторых кафедрах есть прекрасные преподаватели, всё расскажут, на все вопросы ответят, в положение войдут. Например, Юлия Викторовна Кондусова, преподаёт уход за больными терапевтического и хирургического профиля, – прекрасная женщина, улыбчивая, понимающая, которая реально хотела дать нам знания, а мы хотели у нее учиться, показать, что мы не пни, что ей не будет за нас стыдно».

Александр Александрович: «Преподаватели были разные. Много было преподавателей, которые никак не запомнились, да и просто не занимались с нами: оставляли нас в кабинете и уходили по своим делам. Но были и очень яркие личности, чьи лекции и практические занятия не пропускал никто! Лично мне очень запомнились профессор Андрей Михайлович Земсков и его лекции по микробиологии, неповторимый и невероятный доцент Опарин с лечебной физкультуры, заведующий кафедрой психиатрии Олег Юрьевич Ширяев и многие другие».

Есть, кому помочь


Даша: «В группе отношения складываются дружелюбные, все готовы помочь, если отстаёшь. Правда, почти никто из однокурсников, да и преподавателей не знает, какая у нас хорошая группа и какие хорошие люди в ней учатся. Вроде бы, никто из нас не ходит на секции, почти не читает доклады на кружках. Мы занимаемся основной программой, да и общаемся в основном с одногруппниками и знакомыми из школы. Но нам и так хорошо».

Александр Александрович: «Отношения среди однокурсников были очень хорошие. Мы до сих пор постоянно на связи, продолжаем общаться, поддерживаем друг друга. Как ни странно, с годами наши отношения только крепнут. Каждые пять лет мы обязательно встречаемся и говорим, что надо это делать чаще. Благодаря соцсетям и мессенджерам мы всегда узнаем новости друг о друге».

Внеучебная деятельность: «достойно, но неярко».


Александр Александрович: «Вот внеучебные мероприятия в ВГМИ были не очень развиты. На спортивных соревнованиях наш вуз не блистал, самодеятельности тоже не было. В других институтах эти направление были гораздо интереснее».

Даша: «Секции спортивные, творческие, музыкальные. Проводятся развлекательные мероприятия, например, в том году был конкурс «Голос», на перерывах выступала музыкальная группа университета, «Айболит», если не ошибаюсь. Научные кружки интересные (даже религиозный есть), конференции, Студенческое научное общество, всероссийское общество, куда приезжают люди с докладами, и наши студенты тоже их готовят на каждой кафедре. Достойно, но неярко».

Полезные советы первокурсникам


Даша: «Не халтурить, учить всё сразу, без всяких «потом», «я устал», «я вот тут не понял, значит, ничего потом не пойму, значит, и учить не буду». Периодически повторять материал. Общаться с одногруппниками, разбирать вместе материал, потому что так проще и быстрее запоминается. Нормально питаться. Следить за своим здоровьем, потому что стресс вначале колоссальный, и его нужно приручить. Я сегодня узнала, что если относиться к стрессу как к способу приобретения дополнительной энергии (сердце же бьется чаще, и дыхание учащается), то можно избежать его негативных последствий. Не забывать отдыхать. Пытаться использовать время с пользой, чтобы потом не жалеть».

Александр Александрович: «Главный совет первокурсникам: потерпите первые два года, а дальше будет легче. Старайтесь не пропускать занятия. Берегите своё здоровье, это главная ценность. Всё, что вы выучите в университете, останется с вами на всю жизнь. Всё, что будете учить после, будет забываться. Такова особенность нашей памяти. Обязательно учите иностранный язык!»



О перспективах на жизнь


Даша: «Надеюсь, что дальше у меня появится больше мотивации учиться, потому что без дополнительного импульса учиться трудно. Пока не вижу конкретного будущего, много сомнений и переживаний».

Александр Александрович: «Когда я учился, думал, что на работе у меня будет масса свободного времени, ведь рабочий день у врачей обычно сокращенный. Конечно, всё оказалось не так. Работа отнимает всё моё время. Врачи – самые загруженные работники. Вообще, я плохо представлял свою работу, когда учился в институте. И полюбил я её не сразу. Прошло несколько лет, пока эта интереснейшая работа захватила меня. Первое время были периоды разочарования, но по мере освоения специальности я настолько увлекся этим, что захотел вовлечь в это и своих детей.

Мне бы хотелось, чтобы Даша нашла свою нишу в медицине. В этой отрасли сотни различных специальностей, надо найти свою. Я надеюсь, что смогу ей подсказать и направить её. Но выбор за ней. Самое главное, чтобы работа нравилась. Если нет удовольствия от работы, то нечего на ней делать. Особенно в современном мире. От Даши жду, что по окончании института она станет образованным человеком. Во всех отношениях!.. Образование – это не только знание специальности, это иностранные языки, культура, спорт, общественная жизнь. Всё это необходимо впитать, обучаясь в вузе».

Студенческая жизнь всегда разная, но во все времена насыщенная и интересная. А если речь о студенте-медике, то ещё и очень нервная. Нужно успеть не только потратить нервы, но и выучиться, и повеселиться, как смог это сделать Александр Александрович, и как он советует делать своей дочери.

Екатерина ХОДАКОВСКАЯ
Фото из личного архива семьи КЫЧАКОВЫХ

0 комментариев