7 Мая, Вторник, 02:35, Воронеж

Стартаперы и кризис. Кто кого?

Кризис там, кризис тут… кризис, кризис, кризис. Эти слова мы слышим несколько раз на дню, но не до конца понимаем насколько значительно он повлиял на бизнесменов, если сами таковыми не являемся. Молодые стартаперы города Воронеж рассказывают об убытках, прогнозах, переживаниях за свое «детище».


Немного цифр

Кризис в России привел к резкому росту бедности. Как сообщает Газета.ру, весной почти 23 млн человек имели доходы ниже прожиточного минимума. Сократилось число покупателей в магазинах, поднялись цены, некоторые бренды и вовсе покидают территорию нашей страны. Если рассматривать модную индустрию, то Россию покинуло около 10 известных марок, такие как NewLook, RiverIsland, Esprit и другие. Назревает вопрос: если такие мировые бренды закрывают свое производство и точки, которых, кстати, не меньше 10 по России, то как же выживают в это нелегкое время еще совсем юные дизайнеры и бизнесмены? Как они удерживают своих клиентов?

80 на 20

Анна Черницына является основательницей showroom Design Market, представителем молодых и целеустремленных стартаперов, которых уже потрясывает при слове “кризис”.

— Думала ли я, что открою свое дело, а буквально через год будет твориться экономический хаос в стране? Точно нет. Я творческий человек и думаю о платьях, а не об экономике. Хотя даже если бы меня предупредили о кризисе 2 года назад, я бы все равно не отступилась, не предала свою мечту. Просто была бы к этому готова. А то все так произошло стремительно, что было трудно осознать сложившуюся ситуацию за считанные месяцы и понять, как двигаться и жить дальше.



Рассматривая рынок одежды и обуви Воронежа, можно отметить лишь одно: он летит вниз. Падение продаж по сравнению с сезоном осени-зимы прошлого года уже составило 20-25%, хотя новые коллекции только появились в магазинах.

— Продажи в сентябре снизились на 20% по сравнению с августом. – рассказывает Аня. – Однако постоянные клиенты, а это примерно 80%, не покинули нас и регулярно посещают showroom. Это так называемый высший класс – люди, которые зарабатывают больше 100 тыс. в месяц. Остальные 20% – средний класс. Он пропал. Однако различные акции, скидки, гивэвэи и другие «заманки» немного, но возвращают их в ряды наших клиентов. Например, в выходные мы устроили Luxury Garage Sale – мероприятие, где выставляются новые или почти новые вещи, которые не нашли применения в гардеробе у наших клиентов. Было собрано более 300 брендовых вещей класса люкс (Valentino, Christian Loubotin, Tiffany & Co и другие) со скидкой до 90%. Тем самым мы не только привлекли совершенно иную аудиторию, но и помогли детям. Часть вырученных средств идет на благотворительность. Также мы устраивали total sale на весь ассортимент, представленный в Design Market. Ведь мы, девочки, знаем, что хорошая вещь с хорошей скидкой долго ждать нас не будет, а еще и когда зарплату выдали на днях, бежим сломя голову за той самой кофточкой. Поэтому аншлаг в dmarket творился еще тот. Прямо как в последние дни декабря, когда девушки вспоминают, что на днях праздник, а платья еще нет. Прибыльные, но в тоже время жутко суматошные дни.

«Подарки» от наших партнёров

Одним из следствий текущего кризиса является санкционная политика стран Запада, из-за которой произошло снижение объема поставляемой продукции или полное прекращение продаж. Отразился ли этот факт на ресторанном бизнесе? Еще как. Вспомним 16 марта этого года, когда всеми любимое итальянское кафе-пиццерия Bistrot, находящееся в самом центре города, с ежедневной посещаемостью до 100%, неожиданно для всех закрылось. Отразился ли этот факт на коктейль-барах?

— Естественно. – рассказывает Юрий Некрасов, совладелец коктейль-бар BKWSK. — Мы, к счастью, не закрылись, как многие другие заведения нашего города, но провести работу по снижению издержек пришлось. Что касается рецептуры коктейлей, то мы постарались сохранить их по максимуму. Просто где-то стали меньше использовать натуральные ягоды и фрукты для приготовления напитков. Например, экзотический фрукт маракуйя или, как его еще называют – “плод страсти”, в таких коктейлях, как «Бразильский сауэр» и «Блэк саббат» заменили на его готовое пюре в бутылке. А вот алкоголь иностранного производства мы пока не торопимся заменять на отечественные аналоги. Хоть сейчас нам и активно устраивают различные презентации новых российских ликеров и сиропов, доказывая и показывая, что по ассортименту и условиям дистрибуции “мы еще лучше, чем они”, наша команда учредителей понимает, что уступив в цене, упустим качество своего продукта. Надо ли нам это? Нет. Ведь даже несмотря на санкции и кризис, в коктейль-баре BKWSK публика и атмосфера за последние 2 года не изменились. Как и раньше, в баре 40-летний мужчина может найти собеседника в 20-летнем студенте. Как сказал один мой знакомый: “ В трудные времена дружба с алкоголем только укрепляется”.



Перешить кризис

Тяжелые времена можно перешить. По данным компании 2ГИС, в Воронеже насчитывается 199 ателье, а это значит, что ровно в 199 местах мы можем урезать наш бюджет. Но сэкономим ли? Дешевле ли сшить платье, чем приобрести его в магазине? Однозначно НЕТ!, не сэкономите. Работа мастера и дополнительные расходы не будут существенно отличаться от магазинного ценника. Но почему же, спросите вы? Как это мы не сэкономим?

— Цены на ткани и фурнитуру значительно подорожали. Они также зависят от курсов валют. – пояснила нам воронежский дизайнер марки одежды Applique, Анастасия Воротынцева.- Лично я не могу себе позволить приобрести русские ткани и шить из них, так как их качество оставляет желать лучшего. Не могу пожертвовать репутацией ради экономии. Кризис пройдет, я надеюсь, а репутацию и положительные отзывы не вернешь. Поэтому несмотря на кризис, я все так же иду на Никитинскую или на оптовку «Бали» и покупаю итальянские ткани, и шью. Шью как новые коллекции, так и хиты последних сезонов – черно-белые жилетки. Кстати, до кризиса, в Design Market и на моем сайте, они стоили 6500 руб., после – свыше 10 тыс.руб. В такие моменты покупатель должен понять, что цена поднялась, во-первых, из-за того, что подорожал материал, а во-вторых, аренда, зарплата сотрудникам (теперь со мной в команде 2 помощницы-швеи), труд – все это тоже включается в стоимость. Я уже не говорю о ПР-директоре, которого я активно ищу и которому тоже надо платить деньги, так как продвигать марку Applique, ой, как хочется. Жду любимого месяца – декабрь, как чудо, принесет мне много-много заказов и хорошее вознаграждение, чтобы до марта можно было жить спокойно. Ведь февраль – это самый напряжённый месяц. Продаж нет, поэтому приходится брать заказы «с улицы». Это не есть хорошо, так как меня начинают ограничивать в творчестве и ставить в рамки, а я это, если честно, не люблю.



Как жить дальше?

Прогнозы можно строить разные. Начиная от обвала фондового рынка и непрерывного роста безработицы до увеличения объемов производства отечественных товаров и финансовой стабильности на внутреннем рынке. Но жить как-то надо. Сложное это время или нет? Семен Харитон, кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «Воронежпроект», говорит:

— К сожалению, наш рынок на неопределенное время закрыт для новых технологий. По определенным причинам я не вижу факторов «разворота» этой ситуации. Стартаперам же я рекомендую обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, вы должны понимать рамки, затянуть пояса и трезво смотреть на ситуацию. Открывая бизнес, вы учитывали иной объем рынка и инвесторы также ждали от вас других результатов. Поверьте, сократить заработную плату на 1/3 – это еще не самое страшное. Второе – чаще встречайтесь с инвесторами, объясняя, что особенности кризисного рынка не позволяют вам выйти в сроки. В-третьих, осваивайте рынок и поддерживайте общение с коллективом и партнерами.



Воронежские стартаперы также утверждают, что повлиять на кризис мы не в состоянии, поэтому руководители должны постоянно развиваться, не стоять на месте и больше работать.

— Взгляните на мир шире, более свежим взглядом. Придумывайте что-то новое, развивайте концепцию своего проекта и доводите каждую мысль до конца,» – советует Анна Черницына.

Юрий Некрасов предлагает провести работу по снижению издержек.

— В процессе деятельности у предприятия накапливается множество дополнительных трат, которые вначале имеют статус временных, а потом становятся постоянными, но необязательными. Такие траты стоит исключать.

А воронежский дизайнер Анастасия Воротынцева рекомендует молодым стартаперам держать идеи не только в голове, но и обязательно записывать или зарисовывать их в блокнот.

— Мы думаем всегда, даже когда спим. Ко мне часто приходят идеи ночью, поэтому под подушкой лежит ручка и папка “Идеи”.А вдруг, это та самая мысль, идея на миллион, идея, которая поможет навсегда забыть слово кризис?

Светлана ЧЕРНИЦЫНА
Фото автора и из архива героев

0 комментариев