1 Декабря, Понедельник, 05:35, Воронеж

И снова про ИИ. Когда интеллект становится искусственным?

В Средней общеобразовательной школе № 46 города Воронежа учителя все
чаще жалуются, что искусственный интеллект мешает учебному процессу. Школьники,
наоборот, видят в нем возможность облегчить обучение. Как же найти точки
соприкосновения педагогам и ученикам? Подробнее в материале «P. S. — 5 сов».

Новая угроза или новая реальность?

Еще пару лет назад главной проблемой образования были смартфоны, которые
отвлекали учеников. Дети прятали телефоны под парту, писали сообщения или листали
ленты соцсетей. Но сегодня технологии все больше проникают в жизнь людей, в том
числе и учебу.
Многие педагоги отмечают, что дети перестали рассуждать, анализировать и думать
самостоятельно. Ведь гораздо проще ввести запрос в ИИ и получить готовый ответ, чем
самому искать решение.

Учитель основ безопасности и защиты Родины Сергей КОДЕНЦЕВ признается, что
искусственный интеллект вызывает у него настороженность. Главная опасность
заключается не в самом ИИ, а в том, что дети используют его не по назначению.
Возможность получить готовый результат за пару минут формирует привычку, дети
перестают трудиться.
—Если применять его, чтобы разобраться, как решить задачу, то отлично, но если
бездумно списывать — толку никакого.

Обращение к сети, которая сможет легко выполнить все за ученика — это большой
соблазн, которому школьники поддаются все больше. Новые технологии формируют
поколение, которое привыкает к тому, что их задачи выполняются мгновенно, так и без
особых усилий.

Учителя во многом недооценивают способность учеников использовать технологии
осознанно. ИИ не всегда зло, а чаще новый инструмент, который просто нужно правильно
освоить.
Некоторые ученики пользуются ИИ редко, и то, чтобы помочь разобраться с задачей или
подсказать идею. Ученица 11 класса Настя считает, что есть ребята,
которые просто списывают. Их успеваемость стала значительно ниже, справиться с
простым ответом на вопрос становится тяжело. Однако есть и те, кто не полностью
списывает, а лишь разбирается в теме или по крайней мере начинает больше понимать в
каком направлении лучше двигаться.
—По моему мнению ИИ — это инструмент для помощи, но не для того, чтобы полностью
выполнять задачи за тебя. Те, кто придерживается такого мнения легче живут в
современном мире

Между пользой и ленью

Но где же проходит граница между разумным использованием и ленью? ИИ
действительно может помочь «разжевать» материал, объяснить непонятное, но также и
расслабляет: к чему напрягаться, если можно сгенерировать готовую работу в пару
кликов? Образование стоит перед выбором: бороться с технологиями или все же научить
детей правильно ими пользоваться.

Опрос среди 70 учащихся школы №46 показал, что 80% пользуются ИИ достаточно часто, 13% делают
это редко, а 7% никогда не прибегают к нейросетям. Цифры точно показывают, что
запретить ИИ уже невозможно, бороться с этим тоже. Но как же сделать так, чтобы им
пользовались правильно?

Мнение психолога

По словам психолога школы №46 Светланы РЫЖКОВОЙ, ИИ помогает разбираться в
сложных темах, может подстраивать материал под темп и уровень понимания ребенка,
что снижает фрустрацию и повышает мотивацию. Ребенок учится задавать уточняющие
вопросы, проверять факты и анализировать предложенные решения. Это может усилить
его аналитические способности. Ребенок может задавать одни и те же вопросы много раз
без страха осуждения, что полезно для тревожных детей.

Но существуют и минусы: ИИ сразу даёт готовый ответ, у ребенка пропадает
необходимость прилагать умственные усилия, искать информацию самостоятельно,
бороться с трудностями. Снижает навык решения проблем. Могут возникнуть трудности с
формированием собственного я, так как мысли, идеи и пути решения выдает нейросеть, а
не сам ученик. ИИ мешает развитию базовых интеллектуальных навыков.

Это можно сравнить с зависимостью от гаджетов. Они, как и ИИ дают быстрый, легкий
результат, что вызывает выброс дофамина. Мозг привыкает к быстрому вознаграждению и
теряет интерес к деятельности, требующей усилий. Большое влияние оказывает на
самоконтроль. И взрослым, и детям сложно контролировать время, проведенное в
виртуальном мире, а при ограничении возникает «синдром отмены», появляется скука,
тревожность.

Вузовский взгляд на ИИ 

Специалист факультета журналистики ВГУ по ИИ Елена Тюрина предлагает всем преподавателям активно осваивать нейросети, потому что это уже не будущее, а настоящее. Смысл заключается не в том, чтобы поймать ученика на использовании технологий, а научить пользоваться правильно 
—Я за то, чтобы никто не «воевал» друг против друга, кто кого перехитрит/вычислит, а вместе шли в эту неизвестность и пытались понять, как вообще работать со всем этим. 

Как оказалось, тексты, созданные искусственным интеллектом, легко отличить от настоящих. На факультете журналистики ВГУ провели небольшой эксперимент: студентам предложили написать две заметки — одну самостоятельно, а другую полностью с помощью нейросети. Результаты оказались очевидными. ИИшные тексты сразу было видно, особенно в сравнении с «живыми».  Сгенерированные заметки состояли из шаблонов, однотипных конструкций, а также дополнений событий тем, чего на самом деле не было. Этот опыт показал, насколько важно развивать насмотренность и чувство «живого» языка. Тексты, написанные человеком, всегда чувствуются, потому что ничто не заменит индивидуальный стиль написания, эмоции и настоящее, а не искусственное мышление.

Союз, а не соперничество

Некоторые советы, которые помогут в работе с детьми:
1. Устанавливайте правила и режим пользования гаджетами, цифровая гигиена.
2. Учите пользоваться ИИ, как формулировать вопросы, как проверять информацию
на достоверность, для чего нужно использовать несколько источников.
3. Давайте задания, в которых нельзя использовать ИИ(можно отслеживать при
помощи программ антиплагиат).

Роль учителя не меняется, но ему все также стоит уметь направлять ребенка на верный
путь. Нужно уметь задавать правильные вопросы в нейросеть, анализировать ответы и
видеть ошибки, которые допускает ИИ.
Главная опасность искусственного интеллекта не в том, что он может быть умнее
человека, а в том, что человек может перестать чувствовать разницу между думать и
просто вводить запрос. Однако, если использовать нейросети правильно, то можно
действительно научиться многому. Ведь чтобы быть умнее технологий, нужно сохранять
то, чего у нее нет — живой разум и человечность.

0 комментариев