26 Апреля, Пятница, 22:59, Воронеж

«Открытое образование» открылось не для всех воронежских студентов

С середины марта воронежские вузы перешли на дистанционное обучение и, адаптируясь к условиям новой реальности, перевели лекции и семинары в дистанционный формат. К началу апреля образовательный процесс в режиме «удаленки» можно было считать полностью налаженным – лекции читали по видеосвязи, семинарские задания высылали на электронную почту или доводили информацию через старост. Однако 7 апреля на почты некоторым корреспондентам «P.S.-5 сов» пришло удивившее и расстроившее многих студентов сообщение.


«Упало каменное слово…»

Известие о фактической замене курса «Интернет-журналистика» на «Социальные медиа» свалилось на студентов журфака Воронежского госуниверситета неожиданно вечером. О том, что теперь вместо преподавательских лекций по видеосвязи нужно будет слушать курс на виртуальной платформе «Открытое образование» мы узнали по почте. На электронные ящики пришло сообщение: «Вы записаны на онлайн-курс...//». В адресе отправителя с пожеланиями успешной учебы виднелась подпись: «Томский государственный университет». Полагая, что это недоразумение, поспешили за разъяснениями к преподавателям. Те, взяв тайм-аут на разбирательства, обрушили каменный приговор: по приказу Минобра/ требованию ректора/ просьбе декана, необходимо заменить курс «Интернет-журналистика» ВГУ на «Социальные медиа» ТГУ. «Это не наша воля, так надо – смиритесь», – читалось между строк.



Нам, свыкшимся с данностью провести семестр в режиме дистанционной учебы, появление нового онлайн-курса и фактическая замена предмета, мягко говоря, не понравились. Вместо актуальных знаний от преподавателей мы получили лекции томского профессора со всем известными данными об истории появления интернета.

Журфак был в числе немногочисленных факультетов ВГУ, которые с новой онлайн-платформой столкнулись впервые. Студенты ПММ и ФКН, например, уже на протяжении нескольких месяцев до этого слушали лекции в интернете. В связи с переходом вузов в режим дистанционного обучения, к обучению на различных онлайн-программах приступили студенты всех 156 учебных направлений ВГУ.

«Лекторы из роликов мне понравились, а вот информация – нет»

«Открытое образование» – платформа, предлагающая онлайн-курсы российским вузам. В разработке платформы принимали участие МГУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ. «Все курсы, размещенные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования», – гласит сайт «Открытого образования».

Сам курс представляет собой порядка девяти тем, прочитанных на камеру лектором, в конце каждой из них – небольшой тест. В завершение всего курса необходимо выполнить ещё итоговый тест и задание на взаимную оценку.



— Казалось бы, несложно и немного, но нет, – рассказывает студентка факультета журналистики ВГУ Татьяна. – В каждой теме еще по три-пять видео роликов по 5-10 минут, и к каждому ролику еще по тесту. Притом выяснилось, что нас зарегистрировали не сначала этого курса, 18 марта, а почти через месяц, 7 апреля. Сам по себе курс идет до 30 июля, но тут у нас возник вопрос – а нам его тоже проходить до 30 июля или все же по срокам нашей сессии? На этот вопрос у нас пока не было ответа.

Студенты больше всего жаловались на устаревшую информацию онлайн-курса, невозможность вычленить из лекции ответы на тестовые задания и повтор ранее пройденного материала.

— Я бы лучше позанималась со своим преподавателем, потому что непонятно, что нас ждет в итоге, – говорит студентка ВГУ Анастасия. – Лекторы из роликов мне понравились, а вот информация – нет. Много устаревших данных, ответы на некоторые вопросы из тестов не были озвучены в самом ролике.

Основные сложности, с которыми столкнулись студенты – две – недостаточная техническая оснащенность и непродуманный функционал платформы.

Если с первым нашли возможность справиться, со вторым оказалось сложнее.

— У меня возникли проблемы с личным кабинетом, – рассказывает студентка ВГУ Дарья. – Томскому университету передали недействительную почту, поэтому пришлось регистрироваться самой. Однако, я числюсь должником, потому что данные о выполненных работах идут не с того аккаунта. В результате преподаватель мне говорит, что я ничего не делаю по дисциплине. Обратилась в техподдержку, но мне никто не ответил.

Курс для гуманитариев от инженеров

Вопросы у родителей и нас студентов вызывает еще и тот факт, что Томск имеет репутацию города-инженера. В послевоенные годы там начали проводить первые ядерные исследования. Почему все-таки выбор гуманитарного курса пал именно на этот университет, мы спросили у декана факультета журналистики ВГУ Владимира Тулупова.

— Всем факультетам был предложен довольно обширный список массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Для разных направлений подготовки были выбраны курсы, которые частично могли заменить какие-либо параграфы в изучаемой дисциплине, – объясняет Владимир Тулупов. – Кроме, пожалуй, курса «Философия», ни в одном из предложенных нам не было абсолютного совпадения с дисциплинами учебных планов журфака ВГУ, на котором реализуется четыре направления бакалавриата, одна специальность и две магистерских программы. Но контент, соответствующий отдельным темам дисциплин из наших планов, был обнаружен.

Обучение по программам, реализуемым ВГУ, с частичным использованием онлайн-курсов с открытых образовательных платформ называется смешанным и в сложившихся условиях дистанционного обучения является вполне приемлемым. Поясняю ещё раз: курс не был заменен, в программу нашей дисциплины включеныили только отдельные элементы МООК. Курс «Социальные медиа» был единственным более-менее подходящим профессии журналиста, и по этой причине его выбрала кафедра журналистики и литературы как профильный для направления журналистика.

Хотели — как лучше, получилось — как всегда

— Я очень хорошо отношусь к формату МООК, – рассказывает преподаватель ВГУ Роман ЖОЛУДЬ, – это сам по себе очень хороший способ узнавать что-то новое, получать новые навыки. Я сам один-два раза в год прохожу такие курсы для повышения квалификации.

Сложность была в том, что нас заставили выбирать курс из всего многообразия платформ именно на «Открытом образовании». К сожалению, несмотря на то, что там сотни курсов, для направления «Журналистика» там почти ничего нет. Самым подходящим оказался курс «Социальные медиа» от Томского государственного университета. То есть, я не могу сказать, что мы выбирали, оценивали разные варианты – у нас их просто не было. Зато было обязательное требование включить в обучение онлайн-курс. И вот в процессе его прохождения выяснилось, что курс составлен достаточно давно. По крайней мере, статистика, которая приводится в одном из разделов – девятилетней давности. А это для сферы социальных сетей огромный срок, вы же понимаете. Я, когда готовлюсь к занятиям по соцсетям, обновляю информацию каждый год, иначе просто невозможно. Вот в этом курсе, к примеру, очень мало информации по Instagram, а сейчас ведь это одна из самых важных площадок для СМИ. Ну, правильно, если курс писался девять лет назад, то Instagram на тот момент был маленькой, не особо популярной сетью. Зато там рассказывается про неактуальные на сегодня площадки вроде «Живого журнала».

Думаю, теперь у студентов сложится представление о MOOK как о чем-то ненужном, устаревшем и скучном. Первый опыт он же всегда задает установку. А если бы мы имели возможность дать им какой-нибудь современный курс где-нибудь на Coursera (образовательная онлайн-платформа Стэнфордского университета. — прим. ред.), этот опыт мог бы оказаться позитивным.

— В целом, задумка проекта в рамках дистанционного обучения – хорошая, но недоработанная, – говорит студентка ВГУ Дарья. – Лекции, честно говоря, очень сухие, никаких ярких моментов я почти не извлекла. Очень надоедает однообразная работа с тестами, уже на третьем становится невыносимо скучно. Сама задумка «задания на взаимную оценку» тоже хорошая, но осуществление хромает. Суть в том, что задания оценивают сами студенты. Кто-то ставит принципиально низкие баллы не заслуженно, кто-то не вникает, и для получения зачёта ставит только высокие, а сам факт реального оценивания находится на нуле.

— Я ничего не имею против онлайн-курсов, в том числе, взятых у других вузов, – комментирует студент ВГУ Вадим. – С той лишь разницей, что информация в них должна быть актуальной. Это особенно сильно касается сферы медиа. Интересует, почему все-таки наш Воронежский государственный университет не представлен на платформе «Открытое образование»? Хотя там есть не только флагманы российского высшего образования, но и региональные вузы, например, Самарский и Тюменский университеты. Ведь будь там лекции наших преподавателей у нас, у студентов, было бы меньше проблем.

Для студентов, проходивших обучение на платформе «Открытое образование» мы провели опрос, в котором попросили ответить на один-единственный вопрос – как они относятся к получению знаний через этот онлайн-ресурс. Из 31 участника опроса положительную оценку дали только четыре человека, остальные ответили отрицательно.



У нас, авторов, нет претензий к преподавателям и руководству ВГУ, да и к ТГУ тоже. Хочется лишь обратить внимание чиновников на индустрию онлайн-образования, важную сейчас как никогда, но зачастую несовершенную. А у ректората попросить дать преподавателям Воронежского госуниверситета, которые, кстати, всегда стараются строить свои курсы на новой и актуальной информации, – возможность выкладывать эти курсы на «Открытое образование» и другие образовательные платформы, подобные этой. Тогда образование для всех станет лучше.

Ангелина ОБОЛОНСКАЯ
Татьяна БАЩЕВА
Фото авторов

0 комментариев