18 Мая, Суббота, 11:59, Воронеж

Выдержал первый рейд – значит наш. Командир ДОП ВГУ поделился воспоминаниями о том, как студенты природу охраняли

Недавно Дружина охраны природы ВГУ, одна из первых волонтёрских организаций Воронежа, отметила своё 50-летие. С 1972 по 1993 через ДОП ВГУ прошло более 300 человек, бескорыстно защищавших воронежскую землю от браконьеров и загрязнения. Дмитрий Борискин, неоднократно занимавший пост командира Дружины, рассказал о её целях, внутренней кухне и перспективах на будущее.


— Сколько лет вы были командиром Дружины?
— Я был её почти бессменным командиром с 1985 по 1989 год. Каждый год меня переизбирали.
— Было много желающих стать дружинниками?
— Номинально в Дружину принимали всех желающих. Но часть отсеивалась при прохождении кандидатского стажа, хотя их никто не гнал. Максимальная численность Дружины составляла около 60 человек, а за всё время существования ДОП через неё прошло более 300. «Девичьего царства» как на биофаке у нас не было. Ребят в Дружину приходило больше, чем девушек, так повелось исторически. Причём у нас были не только биологи, но и в разные годы, например, геологи, математики, химики, историки, даже журналисты. Все они работали на чистом энтузиазме и ещё платили по 50 копеек членских взносов, на которые ДОП и существовала. Были, правда, и другие доходы, они тоже шли в общий котел. А расходовались эти деньги в основном на туристическое снаряжение и оборудование для рейдов, финансирование отрядов и экспедиций.
— Чем Дружина привлекала людей?
— Прежде всего, возможностью своими глазами сразу увидеть результаты своего труда. Например, прочесали Усманку в ночном рейде, поснимали все сети и сразу ощущаешь, что на реке порядок. Краснокнижной выхухоли ничего не угрожает, а рыба может спокойно нереститься. Наверное, еще и адреналином. Всякое бывало. А еще возможностью понять и увидеть что, как и из-за чего меняется во флоре и фауне. И романтикой поездок и экспедиций, конечно. Я благодаря ДОП смог дважды побывать в Карелии, на Южном Урале, прошел на байдарках Хопер и Потудань, а пешком и Битюг. Да и «баек» из наших рейдов и выездов – масса.
— Какая из них вам больше всего запомнилась?
— Да очень много их, сразу и не вспомнишь. Но вот вспомнился мне самый первый рейд по заказнику от Рамони до Дубовки. Я тогда разбил ноги и к станции шёл прихрамывая, еле дошёл. Но в дальнейшем этот опыт очень помог. Дружина ведь так и работала: выдержал первый рейд, дошёл – значит наш, иначе – не судьба.
— Вы совершали рейды на нарушителей?
— Конечно. Это целая наука! Мы даже «учения» устраивали – готовили специальную группу, изображавшую каких-нибудь особо вызывающих посетителей заповедника, и отправляли нашу молодёжь её нейтрализовывать. Потом обсуждали ошибки. Тонкостей в такой работе огромное количество. На браконьеров, птицеловов, торговцев лекарственными травами тоже рейды устраивали. Еще останавливали и разворачивали у лесов машины с мусором и порубщиков елок. Охраняли заповедный режим. Выявляли стоки с ферм, безалаберное хранение агрохимикатов, работающие в мороз ливневки, свалки в пригородных лесах. Данные на нарушителей потом передавались «наверх», в соответствующие государственные инспекции.
— Много нарушителей получалось задерживать?
— По статистике любая оперативная работа в лесу или на реке позволяет отловить от 1 до 3% нарушителей. По большому счету, наши рейды имели скорее воспитательную цель и психологический эффект. В такой работе самое важное – показать, что мы здесь есть, что мы работаем. По первоцветам протоколов о нарушении почти не составляли, а раздавали памятки-предупреждения, чтобы не рвали цветы.
— Почему ДОП прекратила своё существование?
— Отчасти – потому что строй в стране изменился, отчасти – по экономическим причинам. Дружина была на полном самообеспечении и выживала самостоятельно, на деньги студентов. Сейчас, наверное, никто не стал бы платить 200 или 250 рублей из своей стипендии для того, чтобы побыть дружинником. Это проблема всех подобных движений – в 90-е большая их часть просто прекратила существовать. Мы пробовали возродить ДОП в 1995-97 годах, но долго эта инициатива среди студентов не продержалась, на следующее поколение ее не хватило.
— Как вам кажется, у Дружины есть будущее?
— Успешное молодёжное природоохранное движение должно учитывать опыт предыдущих поколений, разумно и критично подходить ко всем новым начинаниям. Я бы призвал молодёжь заниматься этими вещами, но с умом. Кроме того, сейчас многие власть имущие смотрят в сторону Союза в поисках лучших его элементов. Президент Путин поддерживает молодёжное экологическое движение, а на посвящённую ДОП ВГУ выставку в краеведческом музе пришло очень много людей. Большинство из них молодые. Думаю, это всё не просто так. Если же конкретно о нашей ДОП, то в материалах выставки хорошо и ёмко говорится и о прошлом, и о настоящем, ну и, наверное, о будущем дружины тоже.


Илья АФАНАСЬЕВ,
фото автора

0 комментариев