19 Апреля, Пятница, 19:12, Воронеж

Эксперт по фейкньюс поделился с воронежцами правилами информационной гигиены

3 декабря в Областном Доме журналистов журналист и медиаэксперт Глеб ЧЕРКАСОВ, авторитетный специалист в области журналистики, провёл тренинг «Информационное пространство и работа с фейками в СМИ». На семинаре участники выяснили, что такое фейковые новости, как они создаются и как их распознавать.

Фейк или кликбейт?

Глеб Черкасов, в прошлом известный журналист, заместитель шеф-редактора «Коммерсантъ», сегодня заведующий центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ (Институт коммуникационного менеджмента Национально исследовательского университета высшей школы экономики). Центр медиапрактикт занимается адаптацией медиатехнологий для тех, кто не задействован в медиа. Семинар состоял из двух частей. В процессе встречи участники были вовлечены в обсуждение темы. Тренинг начался с того, что Глеб Черкасов спросил у аудитории, кто откуда берет новости.



— Телеграм-каналы, соцсети, мессенджеры известных людей, но велик риск попасть под мнение человека, несовпадающее с действительностью. Поэтому, получая эту новость, нужно ее проверять на правдивость, — поделилась участница.

Спикер предложил аудитории из 8 заголовков найти 4 фейковых и 4 подлинных. Существующие новости были взяты из информационного агенства «Панорама». Аудитория оказалась «подготовленной», по мнению Глеба. Действительно, на встрече присутствовали журналисты, студенты журфака и люди, интересующиеся медиа. Но полностью угадать ни у кого не получилось. У меня некоторые заголовки не вызвали сомнения насчёт их правдивости. Один из них: «В Свердловской области выбросившего семимесячного сына из окна мужчину оправдали». Глеб попросил поднять руки тех, кто считал этот заголовок правдивым. Аудитория насторожилась. Почти никто не поднял руку. Зато мы с Мариной Парамоновой, еще одной студенткой журфака, были уверены в том, что событие реально. Я предположила вслух:
— Наверняка здесь подвох.

Глеб согласился и объяснил:
— Да, это настоящий заголовок и настоящее событие. Дело в том, что этаж был первый, сугроб был высокий, была семейная ссора, было открыто окно, мужчина сделал резкое движение, ребенок выпал из окна, его тут же достали. Но перед нами классический желтый кликбейтный заголовок, на который люди идут.

«Бывшая первая леди США Мелания Трамп пришла на выборы в образе за 2 млн рублей». Этот заголовок также вызвал смятение у аудитории. Глеб пояснил, что это «натуральный кликбейт», когда журналисты просто пересчитали доллары в рубли.
Спорили и по поводу правдивости новости: «В Мурманске запустят первую в России долину солнечных батарей». Оказалось, что фейковость новости в том, что в России это уже не первое сооружение.

Затем вместе со спикером на примере реальных публикаций мы разбирали, как журналисты добиваются «ощущения достоверности». Итак, материал «Панорама» «Эксперт: коронавирус вернётся после дефицита микрочипов».

— В самом заголовке слово «эксперт», в тексте ссылаются на самого эксперта, специалистов, указан конкретный период, много умных слов, которые никто не понимает, – всё это внушает уверенность, — предположила участница.

— Верно, ещё здесь не просто НИИ вирусологии, а имени Ленина, это отсыл к тому, что учреждение действует с советских времен, это основательно.

«Не распространяются намеренно»

— Как появляется полная ложь – понятно. Выдумали, приписали. Теперь я расскажу, как возникает искажение факта и добавочная ложь. Тот же ковид. Помните информацию про имбирь, откуда она взялась? – с улыбкой спросил у аудитории спикер.
Из присутствующих никто не смог ответить.
Тогда Глеб продолжил:
— 17 марта 2020 года в РИА Новости выходит интервью с китайским массажистом футбольного клуба «Спартак» под заголовком: «Доктор Лю Хуншен: китайский секрет от коронавируса — имбирь, ешьте его».
Интервью о другом. Первый вопрос «Правильно ли поступили европейские футбольные лиги, которые уже приостановили свои турниры?» Листаешь, листаешь… В конце вопрос: «Откройте какой-нибудь китайский секрет. Что нужно делать, чтобы минимизировать риски заражения?» Через 3 недели весь имбирь вымели с прилавков всей России.

Так, по мнению Глеба, настоящих фейков мало. Часто они распространяется ненамеренно.

— Например, эксперт предполагает, что может быть неурожай гречки. А пишется, что будет неурожай, гречки будет меньше. Или предполагают: для того, чтобы удержать цены на хлеб нужны такие-то инвестиции. А пишут, что без таких-то денег не будет хлеба.

Какими бывают искажения информации?

— Мнения превращается в план;
— План превращается в действие;
— Действие становится законченным действием;
— Прогноз – очевидным итогом;
— Путается время;
— Путается место.

Эксперт неоднократно подчеркивал, что именно этими способами искажаются факты.
— Информация по ходу распространения докручивается так, что меняет своё значение, — уточнил Глеб.

Аудитория также предложила еще один частый вид искажения фактов – смещение акцентов.

— Сегодня ничего нового не придумали. Был старый анекдот: решили Брежнев и Рейган провести соревнования по бегу. Отбегали. Рейган пришел первым. Советские газеты пишут: «Брежнев пришел вторым, Рейган – предпоследним».

Спикеру удалось выстроить с аудиторией дружественную, лёгкую атмосферу. Участники внимательно слушали эксперта, активно включались в разговоры, задавали вопросы и выдвигали свои версии.



После тренинга Марина Парамонова поделилась своими эмоциями:
— Вся полученная информация была интересной и полезной. Мне особенно понравилось как Глеб Черкасов преподносил тему. Через шутки, цитаты, которые я для себя записала. Личный опыт — мне кажется, именно такой формат общения, помогает лучше разобраться в любой теме.

Эксперт упомянул и еще один пункт, при котором происходит искажение информации. Это акцент на эмоции.

— Если невозможно достучаться до «рацио», начинают добиваться того, чтоб мы среагировали эмоционально.

Лайфхаки по фактчекингу от Глеба Черкасова

Процедура проверки медиа-текстов:

1)Проверка текста сообщения
• Прочитать текст до конца
Соответствует ли заголовок содержанию?
Насколько сообщение логично и непротиворечиво?
• Проверить дату сообщения
Это свежее сообщение?
Это не первоапрельская шутка?

2) Проверить имена и должности упомянутых лиц
• Точно ли названы имена и должности упомянутых лиц?
• Насколько известны упомянутые эксперты?
• Являются ли они экспертами именно в этой области?

3) Особое недоверие проявляйте к медиатекстам, пробивающим на эмоции.

Процедура проверки медиа:

1) Проверить адрес ресурса в адресной строке:
• Это точно сайт этого медиа, а не поддельный аккаунт?
• Насколько это известное и популярное медиа?
• Как часто на него ссылаются?
• Как давно оно существует?
2 ) Насколько органична именно эта новость именно на этом ресурсе?
• Специализируется ли это медиа на данной тематике?
• Не был ли он раньше замечен в распространении фейков?
3) Проверить экспертов медиа. Проверить журналистов медиа
• Зачастую журналисты дорожат своим именем гораздо больше, чем большие медиа

Процедура проверки собственной информации:

1) Обратитесь к первоисточнику (первому сообщению)
• Найдите противоположную сторону и оцените ее мнение
• Найдите дополнительные источники информации по теме и все перепроверьте
2) Создайте свою коллективную систему проверки информации
• Задайте себе вопрос: не пытаетесь ли вы подогнать факты под свою идею?

Проверка информации из соцсетей:
• Узнайте, как давно была создана пользовательская страничка.
• Изучите активность пользователя.
• Поищите его аккаунты в других социальных сетях.
• Сравните то, что он говорит с тем, что вы знаете о нем.
• Оцените количество перепостов под сообщением.
• Оцените комментаторскую активность под сообщением.
• Оцените при наличии фото или видеоряд.

Интересный факт

По мнению эксперта, фейки были всегда. Глеб Черкасов подчеркнул, что ничего нового, кроме фото и видео не изобрели.

— Фейки возникли с появлением письменности. Есть дата первого фейка. В 1274 году до нашей эры была битва при Кадеше между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царем Муваталли II. Дело в том, что это первое историческое событие, после которого осталось две записи: египетская и хеттская. Безусловно, и те, и другие объявили о своей победе. Скорее всего фейки — оба сообщения. В итоге там была ничья, — рассказал спикер.

Эксперт также добавил, что фейки подобны микробам:
— Мы все живём с микробами и не умираем, главное — это информационная гигиена.

0 комментариев