2 Мая, Четверг, 21:41, Воронеж

Владимир Голуб: "Никогда не учитесь фотографии по фотографии"

11 апреля в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В.М. Кубанева фотограф, педагог, кандидат технических наук, основатель фотоклуба «Фотум» Владимир Голуб провел творческую встречу.

О двойной жизни

Владимир Голуб родился в Воронеже. В пятилетнем возрасте научился читать и, как говорит сам фотограф, это кардинально изменило его жизнь. Читал он книги, связанные с наукой, сначала детские энциклопедии, а потом и более серьезные произведения. В 12 лет Владимир взялся за паяльник и начал мастерить радиоприемники, позже это привело его в ВГУ на кафедру радиофизики.

— Очень много лет было отдано науке, именно профессиональной деятельности. Однако преподавать я долгое время отказывался, хотя начал это дело еще в 22 года, будучи аспирантом. Но только после тридцати я понял, у меня есть, что сказать студентам. До этого я отказывался. Зачем пересказывать книжки и чужие конспекты? И вот, когда я наработал научный багаж и знал, что могу рассказать ребятам информацию, которую они нигде не прочитают, тогда и согласился преподавать. А дальше вся моя жизнь стала связана с преподаванием, – делится своей историей фотограф.

Владимир вел «двойную жизнь». С одной стороны, у него была наука и преподавание в ВГУ, с другой — фотография.

— Впервые я взял фотоаппарат в руки в шесть лет. Это был отцовский ФЭД (советский дальномерный малоформатный фотоаппарат – прим. ред.). На него я и делал свои первые фотографии. Так и началась моя фотографическая карьера, — продолжает разговор Владимир ГОЛУБ.

В седьмом классе начинающий фотохудожник делал снимки друзей из школы, а после защиты диссертации в университете пошел в фотоклуб «Экспресс», где собирались самые лучшие фотографы Воронежа.

Первый серьезный кадр Голуб смог опубликовать в 1988 году в областной газете «Коммуна». Профессионально фотографией Владимир занялся в 1992 году, совместив работу в газете и преподавание в университете. Параллельно с этим он снимал рекламу и занимался съемкой на фотостудии. Как поясняет сам фотограф, «мне было интересно абсолютно все. Я был всеядным фотографом, работал во множестве различных жанров».

С 1999 года Владимир начал преподавать фотодело. Организовал свою школу. Сперва при ВГУ, а потом личную. На данный момент вся его деятельность именно с ней и связана. Кроме того, более десяти лет назад, ребята, прошедшие его курсы, основали свой фотоклуб «Фотум». Они провели более 90 выставок, сотни мастер-классов, творческих встреч и семь фестивалей творческой фотографии. На данный момент «Фотум» является единственным действующим фотоклубом Воронежа.

— Каждый желающий заниматься фотографией может прийти сюда и принять участие в работе клуба: слушать лекции или выезжать на сьемки. Все это бесплатно, – отмечает фотограф.

О будущем фотографии

Во время встречи Владимир Голуб показал собравшимся подборку своих работ, а также поделился переживаниями о будущем фотографии:

— Меня очень волнует то, что происходит с фотографией последние 20-25 лет. Где-то с 90-х годов повсюду активно начала внедряться реклама. И, как мы все понимаем, она должна быть яркой и броской. Все, что печатается сейчас в журналах – это реклама. Все «профессиональные» фотографии – это попытка сымитировать рекламу и глянец. Фотографы снимают пустые картинки. Они яркие, блестящие, но внутри пустые. Это привело к тому, что глубокая, вдумчивая фотография вырождается.

Фотограф объяснил, что чтобы сделать хороший портрет, нужно «смотреть вглубь человека». Не так важно какая на нем одежда или макияж, большую роль играет именно внутренний мир модели. По словам Владимира, хороший портретист – это всегда хороший психолог. Именно такой фотограф сможет установить связь с моделью, передать ее переживания. В современном же мире, фотографы все больше смотрят на внешность, «снимают не человека, а вешалку для одежды».

Владимир Голуб делит фотографии на «фотографии и фотки». Для него все, что находится в соцсетях, относится ко второй категории:

— Мы никогда не видим истинной авторской фотографии на страницах интернета. Она может называться таковой только тогда, когда фотограф множество раз перепечатал свою работу, поработал с цветами, тенью, бликами. Это как работа художника, прорабатывающего каждую деталь.

Рассуждая на данную тему, Владимир Голуб поделился со слушателями своим пониманием слова «искусство».

— Искусство – это то, что делает меня лучше. Это не обязательно красивая картинка. Это может быть тяжелый снимок, который что-то во мне перевернет, — говорит фотограф. По его мнению, искусство – это то, чему нельзя дать определение словами.

О творчестве, кризисе и фотографах-любителях

Владимир Голуб поделился своим опытом, связанным с творческим кризисом:

— Старое делать не хочется, оно уже получается, а новое не знаешь, как делать. Чтобы выйти из такого состояния, иногда нужно просто переждать, и оно пройдет само собой. А иногда нужно заставить себя делать что-то новое, даже если ничего не получается. Существует ошибочное мнение, что хорошие фотографы всегда делают хорошие снимки. Это не так. Хороший фотограф отличается от плохого тем, что он может «отделить хорошее от плохого, и второе он никому не показывает». Очень важную роль играет искусство отбора.

Отвечая на вопрос о любительской фотографии, Владимир Голуб рассказал о своем отношении к фотографам-любителям:

— Я замечательно к ним отношусь! Ведь любитель – от слова любить. Многие люди, которые всей душой любят фотографию, могут обойти профессионала, так как он, чаще всего, будет делать что-то конкретное за деньги. Это не всегда хорошо. Я уже давно убедился в одной вещи: только то, что вас волнует, только то, что вас интересует, может сделать фотографию живой. Фото под заказ таким не будет.

Многие фотолюбители приходят в клуб Владимира Голуба, они имеют хорошую базу, но «им не хватает школы». Такие люди обычно получают знания из интернета, где содержится очень много «ерунды». Именно поэтому Владимир проводит открытые лекции, встречи, где пытается помочь начинающим фотографам избавится от заблуждений, полученных в интернете.

Во время встречи фотографу задали вопрос о существовании передовых направлений в современной фотографии. Отвечая на него, Владимир Голуб рассказал о своем отношении к «направлениям» и слову «мода» в целом:

— Мода приходит и уходит. Я не считаю, что надо делать то, что делают другие.

По словам фотографа, всю жизнь его интересовало обратное. Он стремился делать то, что никто другой до него не делал. Оценивать искусство по шаблонам — совершенно глупое занятие. Творческая работа должна пройти испытание временем, чтобы стать настоящим произведением искусства. В качестве примера Владимир Голуб рассказал об импрессионистах, которых раньше не считали за художников. А спустя годы их работы стали классикой.

— Никогда не учитесь фотографии по фотографии. Если вы хотите научиться фотографии, то учитесь у художников, — посоветовал Владимир. — Чтобы обучиться данному ремеслу, нужно интересоваться живописью, начиная с эпохи ренессанса, заканчивая 19 веком. Именно до этого времени не существовало моды на фотокамеры, и художники не стремились экспериментировать с новыми направлениями.

О важности правильных инструментов для создания хорошего снимка

— Многие фотографы возвращаются к пленке, говоря, что она намного лучше современных технологий. Что вы думаете на этот счет? – раздался вопрос из зала.

— Если говорить коротко, то это полнейший бред и невежество по отношению как к пленке, так и к цифровой съемке. Пленка окончательно перестала выпускаться в 2005 году. Если бы она была хороша, ушили бы мы от ее продажи? Цифровая съемка превзошла пленку по всем параметрам. Только с появлением фотошопа фотограф по своим возможностям приблизился к художнику, — прокомментировал Владимир ГОЛУБ. — Многие не понимают, что фотография – это не просто снимок, сделанный на камеру или пленку. Фотограф проделывает огромную работу, чтобы превратить «набросок» в что-то стоящее. Цифровая фотосъемка требует затраты множества ресурсов, а пленка — в несколько раз больше. Именно поэтому — это каменный век.

Также Владимир Голуб развеял заблуждение о том, что купив хорошую камеру, сразу получатся чудесные снимки:

— Стоит понимать, с какой целью вам нужна камера. Просто сделать снимок – это очень мало. Повторюсь еще раз, хорошей фотографии не может быть без тщательной обработки, многие этого не понимают. Поэтому и покупают профессиональные камеры с надеждой на то, что с первого снимка у них получится произведение искусства.

Сам фотограф тратит на одну фотографию не меньше двух часов, а раньше мог работать над одним снимком и по шесть часов. Из десятка сделанных снимков он выбирает лишь один, который в конечном итоге называет настоящей фотографией. Владимир очень сожалеет, что в современном мире фотографу важно лишь продать фотографию, получив за нее деньги.



Юлия ШВАКОВА
Фото автора

0 комментариев