23 Апреля, Вторник, 18:16, Воронеж

На мастер-классе в ВГУ студенты узнали о шести субличностях внутри себя

28 февраля в главном корпусе ВГУ практикующий психолог Ольга ГРИШИНА провела диагностику субличностей и помогла разобраться, почему в разных ситуациях мы ведём себя по-разному.

Сначала Ольга объяснила, что коммуникация между людьми происходит на двух уровнях: ролевом и личностном. Ролевой уровень предполагает, что студент не может разговаривать с преподавателями, как с ровесниками или друзьями. А преподаватель, в свою очередь, не будет общаться с ректором, как со студентом. Общение на личностном уровне означает, что при коммуникации вы смотрите не на статус человека, а на то, какой он. То есть, человек может быть ниже по должности, чем его собеседник, но при этом интересным, известным, в чём-то себя проявившим. Тогда и отношение к нему будет соответствующее, и коммуникация будет строиться совершенно иначе, чем в первом случае.

— В общении важнее личность, чем роль. Конфликт возникает на ролевом уровне, а решается на личностном, — считает Ольга.

Психолог рассказала, что каждый человек вбирает в себя шесть субличностей. Он может быть послушным, бунтующим или же естественным ребёнком, заботливым или критичным родителем и взрослым. Каждая субличность – это форма поведения человека.

Как ведёт себя послушный ребёнок? Он беспрекословно подчиняется родителям, говорит то, что от него хотят услышать. Вот пример проявления этой черты в повседневной жизни. Вы опоздали на работу, начальник спрашивает вас, помните ли вы, который сейчас час. Если вы просто извинитесь, значит, сработала эта субличность. Кроме того, начальник услышал то, чего ждал, конфликт не возникнет.

Бунтующий ребёнок ведёт себя совершенно иначе. Он не хочет подчиняться, желает делать всё по-своему. На тот же вопрос от начальника он скажет: «Как отпуск, так нет, а как опоздал немного, так сразу ругать!».

Естественный ребёнок будет играть, развлекаться, он не хочет напрягаться, думать о чём-либо. Проще говоря, это «тусовщик». В ситуации с опозданием человек с задействованной субличностью этого типа скажет: «Да ладно вам, подумаешь – немного опоздал. Вы же меня знаете, сейчас всё быстро сделаю».

Заботливый родитель опекает, заботится. Если ребёнок зимой собирается в школу, заботливый родитель попросит его надеть шапку. У критичного родителя другие методы, жёсткие. Он прикажет: «Быстро надел шапку! Порки давно не получал?». Этой субличности, кстати, свойственна ирония, часто тонкая.

Взрослый всегда отвечает за свои поступки, на него можно положиться. Эта субличность важна в принятии решений. Но строить диалог с таким человеком невозможно: он всегда будет отвечать прямо, не понимает иронии и шуток.

Когда все гости поняли, в чём различие шести субличностей, Ольга ГРИШИНА объяснила, как они взаимодействуют друг с другом. Например, естественному ребёнку не нужен никто кроме такого же естественного ребёнка, потому что им вместе будет весело. Заботливому взрослому нужен послушный ребёнок.

Напоследок психолог рассказала о методиках выхода из конфликта.

— Конфликт возникает из-за столкновения разных субличностей — мы не занимаем позицию, которую ждёт от нас человек. Первый способ – принять мнение оппонента, а потом задействовать субличность взрослого. Другой вариант – занять ту позицию, которую от вас ждут, а затем выйти на полностью противоположную, – говорит лектор.

После мастер-класса к Ольге ещё долго подходили слушатели, чтобы задать вопрос или договориться об индивидуальной консультации.

— Если будут проводиться ещё лекции Ольги, буду ходить — рассказывает она интересно, в доступной форме, а не сухими терминами, — делится мнением о мастер-классе студентка ВГУ Надежда ЩЁГОЛЕВА.

Татьяна ЛОЗЮК
Фото автора

0 комментариев