27 Апреля, Суббота, 03:58, Воронеж

Роман Горлов: «Мое предназначение–учить детей»

Преподаватель Воронежского хореографического училища Роман Горлов встретился с корреспондентом«P.S.-5сов» и рассказал своем становлении как артиста балета и понимании педагогики.

Начало пути

Воронеж – родной город Романа. Здесь и начался его творческий путь. Артист учился в Воронежском хореографическом училище, где уже 13 лет преподает классический и дуэтно-классический танец.
– В Воронеже я был на хорошем счету. Здесь мне дали основы, но я хотел развиваться дальше. Одна учительница посоветовала мне поступать в Ленинград. В 15 лет я решил попробовать поступить в Москву, но не попал. У меня произошел психологический перелом. Я понял, что мне не хватает внутренней мотивации. В 16 лет попал в Ленинградское академическое хореографическое училище имени Вагановой (сейчас Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой – ред.).
По словам Романа Горлова, Ленинград многому его научил, там был свой подход к балету.

Классика и современная хореография

По окончании училища Роман Горлов уехал за границу. Сначала работал в Беларуси, где «сделал определенные выводы», затем отправился на поиски себя в Польшу.
– Там другие взгляды, европейские. Смотрят на то, что ты из себя представляешь, а не на статус твоей семьи. В Польше я наконец нашел себя и проработал там 20 лет. Я долгое время занимался классическим танцем, а поляки акцент делают на современную хореографию. Мне нужно было понять ее, осознать, как делаются движения.

Мечта так и осталась мечтой

Горлов мечтал станцевать Базиля в балете «Дон Кихот». Однажды ему предложили эту роль, но о отказался.
– Нужно было переезжать в другой город. На тот момент мы с женой жили в Познане. У нас был маленький ребенок. Я не был готов бросить все. Мечта так и осталась мечтой, но я себя реализовал в других балетах. Когда я был молодой и красивый, играл Голубую птицу в балете «Спящая красавица». Запомнилась еще роль Щелкунчика. Я играл Каина в балете известного польского хореографа Конрада Джевецкого. Мне нужно было убить другого героя. Джевецкий меня ругал: «Ты слишком его убиваешь».
Хореограф обращал внимание Романа на плавность действия. Горлов, будучи классическим танцовщиком, начал изучать эту роль в современном танце.
– Там есть классические и современные элементы. Мне было интересно рождать себя как танцовщика, совмещая две техники, вкладывая свой характер. Эта роль не просто танцовщика – это актерская роль.



«Педагогикой я заинтересовался во время своего обучения в училище»

После выхода на пенсию Роман Горлов решил преподавать. Педагогикой он заинтересовался еще во время обучения. Уже тогда Роман начал обращать внимание на то, как учить, как объяснять.
– У меня были хорошие педагоги. Один из них – Николай Серебренников. Он единственный написал книгу по дуэтному танцу. Он не вынимал изо рта папиросу, концертмейстер тоже. Концертмейстер был небольшого роста. Когда он сидел и стоял за роялем было одинаково, –смеясь, вспоминает Роман. – Я ни одного урока не пропустил. Это была сказка. Для меня Серебренников стал образцом преподавания. Он всегда разговаривал с учениками, позволял высказывать свое мнение. Здесь есть тонкая грань: я общаюсь с учениками наравне, но я преподаватель, а они ученики. К сожалению, такое отношение не все ученики понимают. Здесь важна и субординация, должен быть баланс.



По словам Романа Горлова, методику преподавания современной хореографии он понял в Польше. Это помогло ему учить детей классическому танцу с других перспектив.
– Меня в свое время обучали общими фразами. Говорили, что надо делать. Я говорю не только о том, что нога должна быть так, рука должна быть так, но и о том, что энергия может идти изнутри тела. На этом и основывается современная хореография. Я стараюсь дать ученикам не только знания, но и понимание процесса. Например, какие именно мышцы задействованы в том или ином элементе. Человек должен думать сам и делать сам. Эти основы мне заложила моя мама. Такая установка во многом помогла мне. Ее же я заложил и своим детям и пытаюсь донести до учеников. Я не великий танцовщик. Я работал мало, к сожалению. Я мечтал стать хорошим танцовщиком и всегда повторяю «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
После нескольких лет преподавания в Польше Роман переехал в Воронеж.
– В Польше я успел подготовить двух очень хороших танцовщиков. Один из них – Вецлав Дудек, ведущий солист Стат Опера в Берлине, а второй – Куба Спотинский – был солистом в Венской оперете и потом в Штутгарде. Я вернулся в Воронеж, потому что люблю свою Родину и хотел и дальше делиться с детьми своими знаниями.

Предназначение не предается

– Чем я хочу заниматься? Я не знаю. Шлагбаум поднимать (смеется). Но тогда я предам свое предназначение – учить детей. Те знания, которые я собирал по крупицам, я обязан передать. Дети могут ими воспользоваться и в дальнейшем тоже их передать. Я рад, что есть ученики, которые меня ценят. Мне нравится моя профессия, я люблю работать с теми учениками, которые хотят заниматься и впитывают то, что я им говорю. Но моя мечта – написать мемуары– признается Роман.

Лилия ДМИТРИЕВА
Фото из личного архива Романа ГОРЛОВА

0 комментариев