В баре «Цензура» 9 октября прошел open-talk с создателями «Драмкружка», театральными режиссерами и драматургами Анной КОЛТЫРИНОЙ, Светланой БАЖЕНОВОЙ, Дмитрием КИРИЧЕНКО, Ринатом ТАШИМОВЫМ. Организатор и ведущий вечера — один из создателей лектория «Живой контакт» Глеб ХОРОШИЛОВ. Тема встречи — современная драматургия. Каково это – писать и ставить пьесы?
Что такое современная драматургия?
Ринат ответил на этот вопрос так:
— Это то, что пишется сегодня и про сегодня.
Но Дмитрий внес уточнение, что в первую очередь это пьесы, написанные современными драматургами.
— Современный драматург пишет об острых проблемах нашего времени, которые раньше замалчивались в литературе. Это те типажи и герои, которых раньше не видел театр, — продолжил Кириченко.
Светлана не разделила точку зрения Дмитрия. По ее мнению, люди, которые считают, что в театре было все, кроме нас сегодняшних, просто мало читали и смотрели.
— Все уже было, но какие-то вещи надо переводить на современный лад. Ведь человек приходит в театр, чтобы почувствовать себя неодиноким, — считает Баженова.
Зачем сегодня ставить современные пьесы? Ринат задавал этот вопрос своим коллегам, и все сошлись во мнении: чтобы говорить со зрителями на одном языке про понятные сегодня вещи. Например, не все поймут сегодня, в чем проблема «Медеи» Еврипида, но «Жанну» Ярославы ПУЛИНОВИЧ (история неспокойной и противоречивой жизни успешной деловой женщины, у которой есть все — деньги, власть, положение, — но нет главного — настоящей любви) смогут оценить, потому что в современных реалиях эта ситуация знакома многим.
Как итог прозвучала фраза: «Современная драматургия — это про тебя сегодняшнего».
Насколько популярны проблемы молодежи в современной драматургии?
— Пьес, написанных о молодых людях, очень много; но эти пьесы не ставят, — отвечает Ринат.
Мнение Светланы:
— Восемнадцатилетние ребята пишут про своих ровесников, тридцатилетние — про своих, и так далее. Но опытный взрослый драматург не сможет написать о подростках так, как молодой, заглянув вперед, сможет написать обо всех. Однако начинающим не хватает опыта, чтобы написать качественный текст.
Зачем и почему? Важность драматургии в современном обществе
Дмитрий Кириченко поделился своим опытом с собеседниками и залом. Дмитрий родом из Севастополя, где современная драматургия не была особенно востребована. В Москве же Кириченко познакомился с пьесой «Человек-подушка» и загорелся желанием познакомить зрителей из родного города с современными постановками. Людям оказалось не так интересно смотреть на скучающих дворянок, как наблюдать за своими современниками.
— Мы ходим в театр, чтобы не чувствовать себя одинокими. И когда ты видишь работу, в которой узнаешь себя, над который постарались режиссер, художники, постановщики и другие профессионалы, то приходит ощущение, что можно поставить кусочек своей жизни на полку, — прокомментировала Светлана.
Ринат же отметил парадокс: из обильного числа новых фильмов, выходящих в течение года, по классике снимается всего 2-3 картины, остальные же — по современным текстам; а в театре дела обстоят ровным счетом наоборот.
Основная тема современной драматургии в 2024 году
Светлана подчеркнула, что в современных текстах прослеживается желание людей быть счастливыми несмотря ни на что. Все хотят все больше и больше говорить про счастье.
— Жизнь у нас одна, и если вы решили быть счастливыми, то поможет только ваше волевое решение, — подытожила Баженова.
Дмитрий отметил, что тема семьи особенно распространена в драматургии в этом году. По мнению Анны, не только в этом году, но и в предшествующих особое место занимает рефлексия. Познание себя, своих мыслей и эмоций выходит на новый уровень.
Каково это — быть драматургом в современной России?
— Тяжело было быть драматургом 20-30 лет назад, а сейчас легко. В настоящее время есть большая потребность в адаптации старых текстов к современным реалиям. В целом, драматург — это та профессия, на которую можно рассчитывать в плане дохода. Но при этом нужно быть финансово грамотным, — рассуждает Ринат.
Процесс написания пьесы
Анна поделилась тем, как у нее проходит процесс написания пьесы:
— Написание текста проходит максимально естественно. Со временем ты проникаешься историей, погружаешься в героев, а они в тебя. Пьеса, если ты понимаешь, о чем она, сама складывается, и остается только отредактировать ее.
Светлана рассказала о том, как написала свой первый текст:
— Мне не нравилась тема, которую я раскрывала в своей первой пьесе. Я мучительно писала ее целых два дня… Но тогда я поняла, как открываются двери в театр.
Баженова продолжила тему: в ее случае написание пьесы на условные 40 страниц занимает 3-4 часа, но перед этим автор несколько месяцев вынашивает идею в голове, читает литературу, смотрит фильмы, которые могли бы вдохновить на написание.
— Важно сесть и написать. Пока ты ходишь и что-то там думаешь, пьеса не родится. Пока ты не сядешь и не начнешь бить пальцами по клавиатуре или писать ручкой в блокноте, пьеса не появится, — дополнил Ринат.
Cвою первую пьесу Ташимов написал за сорок минут, когда ему было скучно на лекции. Процесс был забавным и интересным, несмотря на то, что результат оказался сомнительным. Но все с чего-то начинают, все приходит с опытом.
Искусственный интеллект против драматургов
— Зачем вообще начинать что-то писать, если собираешься пользоваться ИИ? — задалась вопросом Светлана.
Ренат же рассказал о единичных случаях постановок пьес, написанных искусственным интеллектом, но это, скорее — эксперимент. ИИ может стать помощников в написании пьесы, но никогда не сможет заменить драматурга.
«Драмкружок»
Анна Колтырина рассказала о «Драмкружке». Это воронежская лаборатория творческих людей, заинтересованных в изучении современной драматургии. В марте организаторы лаборатории запустили практикум, и ее участники начали осваивать навыки написания пьес. Итогом лаборатории станут постановки по текстам участников. Показы состоятся 12 и 13 октября в Никитинском театре.
Ульяна БОРУЦКАЯ
Фото автора
0 комментариев