10 Мая, Пятница, 21:56, Воронеж

«Провинциальные анекдоты» снова в Воронеже

В этом театральном сезоне посмеяться от души и окунуться во времена Советского Союза нам предлагает спектакль «Провинциальные анекдоты», который будет идти на сцене Камерного театра до конца июня. Спектакль можно посетить студентам по Пушкинской карте.


«Провинциальные анекдоты» – это последняя работа режиссера Михаила Бычкова его должности художественного руководителя Воронежского Камерного театра. Литературной основой спектакля послужили две одноактные пьесы, написанные Александром Вампиловым в начале 60х годов – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Первую версию постановки зрители увидели 25 декабря 1994 года на сцене Камерного театра, который арендовал в то время помещение в Доме культуры железнодорожников. В актерский ансамбль тогда вошли Сергей Лялин, Олег Мокшанов, Сергей Козлов, Наталья Аралова, Наталья Шевченко, Александр Новиков и Камиль Тукаев.

Новое дыхание «Провинциальные анекдоты» получили в 2024 году в юбилейном сезоне Камерного. Новогодняя версия спектакля, приуроченная к 30-летию театра, отдает дань старой знакомой версии, имевшей успех среди прочего репертуара молодого Камерного театра. Спектакль поставлен бывшим художественным руководителем Михаилом Бычковым, художником по костюмам выступил Юрий Сучков.



На первый план перед зрительским взором выходит зимний пейзаж под аккомпанемент таких ретро песен, как «Голубая тайга», «Песня остается с человеком», «Палаточный город» и «Голубые города». Место действия – сибирская гостиница «Тайга». Картина российской действительности XX века на первый взгляд довольно проста и прозаична: две койки, магнитофон, журнальный столик, пыжиковые шапки да шерстяные валенки. За внешним каскадом этого нехитрого места скрывается самая настоящая трагикомедия. Бытовые коллизии превращаются на сцене в фарс. В постояльцах гостиницы смешиваются наивность, честность и неподдельная открытость, которая позволяет им без стука и предупреждения заходить друг к другу в номер и одновременно чрезмерная мнительность и недоверчивость в вопросах, касающихся денег. Эту противоречивость натуры человека выражает администратор гостиницы Калошин (Юрий Овчинников):

– С одними одно из себя изображаешь, с прочими – другое, и все думаешь, как бы себя не принизить. И не превысить. Принизить нельзя, а превысить и того хуже…



Первый анекдот «Двадцать минут с ангелом» показывает похмельное утро двух командированных – Анчугина (Андрей Мирошников) и Угарова (Олег Луконин). Двое молодых пьянчуг ломают голову, где бы найти копеечку на спиртное. Просили денег даже у уборщицы Васюги, которая мгновенно уличает их в транжирстве. Наталья Шевченко стала изумрудом в постановке, изобразив советскую женщину-трудоголика, которая видит героев и их намерения насквозь. Целое представление закатывает Анчугин, выкрикивая из окна гостиницы прохожим мольбу занять 100 рублей. Немыслимая по тем временам сумма сквозит с особой точностью в убедительной речи актера Андрея Мирошникова.



Смыслообразующим центром анекдота становится появление Хомутова, которого сыграл Михаил Гостев. Герой искренне хочет помочь молодым людям и дает им заветные 100 рублей, но Анчугин и Угаров видят в этом нечистые помыслы. Традиционное противостояние героя – носителя истины и современных молодых людей, обнищавших душой. Все это действо разворачивается на сцене благодаря объёмным и живым монологам героев. Через примитивный бытовой скандал М.В. Бычков подсвечивает социальную сатиру, перетекающую в философские категории. На вопрос – «кто прав а кто виноват?» каждый зритель должен ответить по своему.



Не менее увлекателен второй анекдот, который в новой версии был поставлен вторым, после «Двадцати минут с ангелом». «История с метранпажем» – это красочный пример людского невежества и раболепия перед высшим руководством. Вот он, главный блюститель общественного порядка – администратор Калошин (Юрий Овчинников). Его возмущают нравы гостя «Тайги» Потапова (Андрей Новиков), который зашел в номер своей молодой соседки послушать хоккейный матч по радио в позднее время. Для Калошина подобное поведение непристойно, и он видит в скрытном поведении Камаева дурные любовные намерения. Но преисполненная энтузиазмом студентка Анастасия Павлюкова не упускает шанс проучить напыщенного Калошина и высказать предположение, что её гость может оказаться важной персоной.

Здесь и завязывается основной конфликт пьесы. Юрий Овчинников филигранно изображает падение социальной маски в страхе перед суровой реальностью. В ходе своего расследования герой выясняет, что гость никто иной как «метранпаж» (прим. старший наборщик или руководитель группы наборщиков в типографии, устаревшее название верстальщика). Калошин разыгрывает из себя душевнобольного и приглашает врача Рукосуева (Камиль Тукаев). Особый акцент М.В. Бычков сделал на эпизоде диалога Калошина с врачом. Глубокий и в полной мере откровенный монолог Калошина о поиске себя в этом мире пробьет слезу у человека, даже у самого далекого от театрального искусства. Финал выдержан в сатирической ноте – герой, узнав, что на самом деле значит слово «метранпаж», усмехается над собой и заявляет, что уходит в кинохронику.



Как нам известно, 22 ноября 2023 года Михаила Бычкова отстранили от должности художественного руководителя Воронежского камерного театра. Тем не менее, его детище, спектакль «Провинциальные анекдоты» живет и по сей день, собирая аншлаг в зрительном зале. Камерный театр и ансамбль его талантливых актёров собирает вокруг себя не только старшее поколение, но и молодежное комьюнити, для которого собраны анекдоты. Анекдоты – не только для смеха, анекдоты – уроки для подрастающего поколения.

Елизавета МЕЩЕРЯКОВА
Фото пресс-службы Камерного театра

0 комментариев