10 Октября, Четверг, 13:30, Воронеж

Мастер и Маргарита-2024. «Это все не только про Древнюю Иудею, это – про сейчас»

«Я еще нигде не видел такую уверенность в завтрашнем дне, как у вас», — произносит Воланд, глядя на афишу театрального представления про построенный коммунистический рай «Вперед в будущее». А в конце фильма он так же насмешливо смотрит на поглощаемую огнем раннесоветскую Москву. Москву несуществующую – или, скорее, так и неосуществленную – с дирижаблями, трамваями, гигантской статуей Ленина.
О чем новый фильм молодого режиссера Михаила Локшина, снятый по мотивам знаменитого романа «Мастер и Маргарита»?


«Величайшей уловкой дьявола было убедить вас
в том, что его не существует»
Ш. Бодлер


Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» изначально и хотели назвать «Воланд» — в честь одной из главных движущих сил отображаемой действительности. Сразу замечу, насколько сильно сработала идея взять на роль Воланда немецкого актера – это не только близко самому булгаковскому описанию персонажа, но и отсылает нас к «Фаусту» Гете, а в Аугусте Диле однозначно есть что-то от Мефистофеля, что-то демоническое, что сложно сказать о его свите. Азазелло в образе вышибалы с кувалдой остался в моих глазах шуткой, чтобы не продолжать ассоциацию. Недостаточно раскрылись, как показалось, великолепные характеры Коровьева-Фагота (перебор на грани Джокера с Пеннивайзом) и Бегемота. Хотя с этим полукотом всегда возникают проблемы, и лучший его образ создаст только наше собственное воображение.

Другая и главная, на мой взгляд, движущая сила, ярко обыгранная в экранизации-2024, – любовь, живая и бесконечная. Евгений Цыганов перевоплотился не просто в буквалистичного Мастера, написавшего идеологически недопустимого «Понтия Пилата», он стал самим Булгаковым, который всю основную часть фильма творил роман «Мастер и Маргарита». Мы видим его переживания, его трагедию и главное – отношение большого художника с властью, которая «хочет уничтожить буржуазию и сама становится слишком на нее похожей», лицемерно выгоняет его из Союза Писателей и ломает судьбу, а сама бесчинствует на закрытых вечеринках у Лиходеева. И только встреча Мастера с Маргаритой дает им обоим смысл жизни, который они заключают в романе. Только внутри книги они чувствуют себя по-настоящему свободными. И мотив любви-творчества-свободы здесь, конечно, особенно важен. Свобода противостоит цензуре, она – удел вечности. И самый свободный персонаж этого фильма, несомненно, сам Мастер.

Деталь с измененным заглавием, смещением центра тяжести с «дьявола» на «Мастера и Маргариту» красиво вписывается в контекст истории создания самого романа Булгаковым, который тоже, как известно, не сразу пришел к окончательному названию (кстати, такая игра с воображением зрителя в переплетение судеб «книги-Булгакова-фильма-Локшина» удачно и интересно гармонирует с атмосферой «Мастера и Маргариты»). И также красиво выглядят на фоне истории о Булгакове-мастере, написавшем идеологически неправильные вещи, сегодняшние обвинения некоторых критиков в сторону самого режиссера о его «антисоветских» и даже «антироссийских» взглядах. Вот она – бессмертная классика, взглянув на которую из любой эпохи скажешь: «Это все не только про Древнюю Иудею, это – про сейчас».

Роман экранизирован с интересной и современной точки зрения режиссера, который в фильме начисто стирает рамки времени и пространства. Конструктивистской Москвы будущего с величественным Дворцом Советов так и не случилось. «Новые люди – это давно забытые старые». Шабаш у нечисти – бал сатаны – выпадает в фильме на 1 мая… А пьяный нищий валяется на лестнице в темном переулке и подсказывает Ивану Бездомному, который гонится за иностранным консультантом в одних кальсонах со свечей и иконой в руках, куда отправился «интурист-иноагент», подбадривая фразой: «Догнать и перегнать!», как бы отсылая нас к политическому клише о развитых капиталистических странах. Тень того консультанта продолжает преследовать каждого из героев картины – и, по задумке художника, все должны получить по заслугам. Всё это происходит то ли в голове Мастера, то ли в действительности, доведенной до абсурда, — эффект зыбкой реальности вовлекает зрителя настолько, что уже трудно разобраться – где эта самая реальность, а где художественный вымысел. Постоянные флешбэки, клиповость и динамика монтажа, раздвоенность мастера – эти приемы держат наше внимание напряженным на протяжении всего фильма.

Здесь четко прослеживаются два плана – вечности и времени. И мы можем буквально прикоснуться к образу вечности, каким его увидел Михаил Локшин – любовь, художник и его слово, цензура – то, что было, есть и будет, пока существует человечество. Идеи живучи, но хрупки. Люди – порой «внезапно смертны». Власть меняется, а слово большого художника, в котором сконцентрировалась вся его любовь, — вечно. Именно поэтому во времени Мастер и Маргарита умирают, но остаются в вечности, как остался в вечности Иешуа Га-Ноцри после того, как плоть его умерла на кресте…

Ершалаимских эпизодов в фильме было немного, но самое главное показать, на мой взгляд, у Локшина получилось – «трусость – один из главных пороков». Мир не сильно изменился за две тысячи лет: тогда убийство простили, а смелое слово художника (философа) – нет.

Анастасия АСТАШОВА,
фото из открытых источников

0 комментариев