28 Апреля, Воскресенье, 14:34, Воронеж

Всё о «Базаре совриска» или «Как запустить свой подкаст»

Как воплотить идею в подкаст? Что необходимо для записи качественного контента? Почему коллаборации – один из лучших видов продвижения? Всё это смогли узнать гости Центра Креативных Индустрий «Матрёшка» в среду, 7 февраля. Именно там Юлия ВЯЗКИХ и Александра НЕВСКАЯ провели лекцию «Как запустить свой подкаст» и на своём опыте рассказали о всех тонкостях работы в медиа.


Отталкивайтесь от собственных идей

«Базар совриска» – проект двух выпускниц (а на начало проекта студенток) факультета журналистики ВГУ Юлии Вязких и Александры Невской. Вот уже полтора года прошло с момента создания подкаста, а девушки всё продолжают радовать своих слушателей аудио-контентом об устройстве современного искусства. Кураторы арт-студий, художники, руководители проектов, фотографы – все, кто связан с миром творчества, становятся желанными гостями новых выпусков.



Идея для создания своего подкаста, как отмечают спикеры, может прийти внезапно и зачастую связана с личными увлечениями и интересами. Например, Юлия и Александра выбрали тему искусства не из-за её популярности или оригинальности, а лишь благодаря собственной к ней симпатии. Но рассказать обо всём на свете невозможно, поэтому важно конкретизировать свою идею, сделать её максимально узконаправленной. Это также необходимо и для привлечения аудитории – концентрируясь на каком-либо аспекте общей темы, вы становитесь более интересными, востребованными и «свежими» для слушателя.

Таким образом, конкретизация идеи становится вашей «изюминкой», отличительной чертой. Девушки объясняют, что таким образом становится проще проанализировать свою целевую аудиторию и возможных конкурентов по тематике. Отталкиваясь от этого, становится возможным придумать обложку, формат проекта, подачу, название и многие другое. Александра отмечает, что последнее из перечисленного играет огромную роль, ведь «встречают по одёжке». Можно «поиграть» с заголовком, сделав его более функциональным: «Слово «базар» в названии нашего подкаста я воспринимаю как то, что мы «базарим» с нашими гостями, разговариваем с ними просто о сложном. Но каждый вкладывает в это свой смысл».

Планирование – это важно

Юлия и Александра уделяют особое внимание планированию. От этого зависит то, как ваш проект будет продвигаться в дальнейшем. Определение целей и задач касается всего, что входит в подкаст: тематика выпусков и всего сезона, длительность и формат одного эпизода, выбор гостей. Во всём этом сокрыт не только успех полного раскрытия поставленных вопросов, но и успешное выполнение назначенных на проект установок.

Например, «Базар совриска» является интервью подкастом и зачастую происходит так, что его авторы сначала находят себе гостя на эпизод, а уже после развивают его проблематику. Такой «путь от обратного» достаточно удобен и пользуется популярностью. Но если затрагивать тему поиска гостей, то тут спикеры предлагают несколько вариантов: ваши личные знакомые, авторы, связанные с интересующей вас темой, эксперты, затронутые в публикациях с похожей сферой деятельности. Важно не бояться связываться с широко известными личностями, ведь страх отказа – худшее, что может случиться с медиа-творцами.

Возвращаясь к началу, девушки отмечают значимость планирования не только всего сезона или подкаста, но и каждого эпизода. Структурированный выпуск можно приравнять к интересному для слушателя. Список вопросов, «связки» между темами помогают не только провести качественное по содержанию интервью, но и улучшить общение между гостем и ведущим. Александра признаётся, что иногда продумывает даже отдельные реплики.



К слову, об общении с гостями…

Если остановиться на теме улучшения общения между гостем и ведущим, то важно понять, как правильно наладить контакт. Порой приглашённый эксперт или автор может чувствовать себя неловко перед микрофон или, наоборот, чересчур открытым. Бывает, что человек отвечает на вопросы слишком сухо и сжато. В таком случае, советуют спикеры, необходимо направить общение в правильный настрой, сделать обстановку достаточно расслабленной и комфортной для всех участников. Девушкам в этом плане повезло – благодаря своей разности в манере речи и характера они прекрасно дополняют друг друга, создавая прекрасный дуэт.

Но что делать, если раскрепоститься не может сам ведущий? Страх перед микрофоном становится опасной угрозой для всего проекта. Решение здесь такое же, как и с гостями – важно создать достаточно комфортную обстановку. Можно, например, поговорить с командой перед записью подкаста, или же разбавить атмосферу шуткой. Не стоит бояться оговориться или замяться – ведь благодаря магии монтажа неловкие паузы можно вырезать из аудиодорожки.

А что делать с соцсетями?

Продвижение собственного проекта – нелёгкая и в тоже время простая задача. В век массовых коммуникаций возможности распространения своего контента обширны и максимально разнообразны. Коллаборации, например, являются идеальным вариантом для творческих проектов и авторов. Можно записать совместный подкаст или создать взаимную рекламу. «Иван ГОРШКОВ, гость одного из эпизодов, создал нам эксклюзивную обложку для выпуска», — делятся спикеры.

Но не все виды продвижения бесплатны. Это скорее единичные случаи, но в большинстве случаев необходимо платить. «Мы выпускали стикеры, и если их дизайн нам мог достаться задаром, то их печать и распространение уже обходятся в копеечку», — подмечает Александра. Сами спикеры также занимаются рекламой других подкастов или авторов, стараясь делать её нативной и ненавязчивой – т.е. не навязывать слушателям что-либо и скорее советовать присмотреться к материалам, нежели заставить просмотреть или прослушать их.



Хочется не только поговорить, но и денег получить

Любителей получить хотя бы минимальную прибыль со своего дела спикеры не огорчают, но и не так чтобы радуют. Да, заработать копеечку-другую на подкастах можно, но для локальных авторов, например, это не представляется лёгкой задачей. Гранты, особенно государственные, зачастую ограничивают в выборе темы, плюс ко всему их получение обязывает тратить полученные деньги только в реализации проекта. Донаты же не приносят высокой прибыли. Конечно, всегда можно создавать эксклюзивный контент за дополнительную плату, но порой это не предоставляется возможным из-за специфики деятельности или же недостатка ресурсов.

Поэтому вопрос заработка на подкастах актуален скорее для больших компаний и издательств, где подкаст играет роль рекламы, поддерживающей интерес своих старых пользователей и привлечения новых. Есть даже команды, создающие подобные проекты «под ключ» для различных организаций. Так что можно сделать определённые выводы: хочешь зарабатывать на жизнь на подкастах – иди в крупные медиа.

Вишенка на торте

В заключение своей лекции Александра и Юлия анонсировали новый сезон «Базара совриска». Уникальность его заключается в том, что девушки решили выйти за пределы нашего региона и пообщаться с авторами из других уголков нашей страны. Услышать новые эпизоды можно будет уже 16 февраля. Также девушки ответили на все вопросы из зала, которых оказалось не так мало. Как выяснилось, многие из гостей заинтересовались созданием своих подкастов и решили узнать все тонкости деятельности себя как автора. И, конечно, спикеры порадовали своих слушателей чёткими и информативными ответами.


Фото взяты из сообщества «Центр Креативных Индустрий «Матрёшка»»
Автор: Надежда ЛИТИНА

0 комментариев