28 Апреля, Воскресенье, 01:04, Воронеж

Точка на карте – «Новый театр»: пьеса студентки факультета журналистики ВГУ стала прообразом спектакля

Пьеса «Проходящие мимо», написанная при участии студентки факультета журналистики ВГУ Анастасии ПОВАЛЯЕВОЙ, стала прототипом «Точки на карте» – спектакля в репертуаре «Нового театра». Корреспондент «P.S. – Пять сов» – о пьесе Анастасии и о том, каково это – работать с «Новым театром».

Постановку создавали в «драматургической лаборатории»: союзе «завсегдатаев» сценического искусства и тех, кто только знакомится с ним, – «салаг» мастерства и жизненного опыта – юношей и девушек от двенадцати до восемнадцати лет.

Этот проект – «детище» «Нового театра» во всех смыслах: команда профессионалов в течение нескольких дней знакомит молодежь с искусством написания пьес и, так сказать, «растит» ее для дебюта. В «Лаборатории» ребята узнают, как придумываются постановки и пишутся сценарии, и, конечно, применяют знания на практике: вместе создают собственный спектакль. Таким дебютом в драматургии стала для Анастасии пьеса «Проходящие мимо». В 2022 году девушка в течение нескольких дней вместе с командой театра и такими же подростками занималась написанием постановки. Идея пьесы в итоге отразилась в спектакле «Точка на карте». Его «Новый театр» покажет 12 октября в рамках всероссийского «Вербатимфеста», специализирующегося на документалистике.



Итак, «Проходящие мимо» написаны в жанре «автофикшен»: личные истории участников «Лаборатории» – квинтэссенция произведения, для слаженности сочетающегося с художественным вымыслом.

Тогда почему «Проходящие мимо» заложили идею «Точки на карте»? Что это – «точка на карте»? Все просто: соблюдены законы драматургии, а именно – три единства (места, времени и действия). События вне пространства и циферблата на часах – нет. Любая история имеет свою «точку на карте».

И вот «Проходящие мимо» поставили свою – у кинотеатра «Пролетарий». Задачей тогдашнего проекта было увидеть то, что происходит на наших улицах. «Лаборанты» отправились в путешествие по городу, чтобы отыскать темы для спектакля:

– У «Пролетария» – сквер. Мы – напротив памятника Никитину, – рассказывает Анастасия, – вглядываемся и смотрим. Записываем, чтобы воплотить в постановке.

Запоминаем, как выглядит «Пролетка» и вдыхаем весенний воздух.

И именно «метод наблюдения» и есть замысел всего. «Проходящие мимо» – пьеса о наших реалиях. О том, что совершается вокруг нас. Ее лейтмотивом могли бы быть стихи Евгения Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет».



Итак, по всем канонам пьеса начинается с перечисления действующих лиц: художник, пьяный Сергей, дед… на нем пока и остановимся. Вот она – квинтэссенция. История! О дедушке остальным «лаборантам» рассказал режиссер Дмитрий НЕМОНТОВ. Он это заметил, запомнил и воплотил в пьесе.

Стоит дед, ему лет восемьдесят, в руках он держит вешалку, на которой висит тщательно отглаженная рубашка красного цвета. Булавкой к ней прикреплен лист бумаги, на котором аккуратным почерком выведено «ПРОДАМ 100 РУБ» – уже отсылает на что-то драматичное, не правда ли?



И все-таки вполне знакомое: кто из нас не замечал таких дедушек «с красными рубашками»? Состарившихся и выбившихся из сил, но пытающихся выжить в условиях «молодежного» капитализма. И «точка на карте», Воронеж, не исключение. Дмитрий Немонтов мог бы увидеть дедушку в любом месте: хоть на рынке «Придача», хоть у магазинов на Путиловской в Юго-Западном. Они есть везде. И это опять отсылает нас к концепции спектакля – реалиям, в которых мы живем.

Дедушка с рубашкой – лишь часть пьесы, над которой работала Анастасия. Композиция «Проходящих…» аллегорична: человек-шестеренка, одновременно «вращается» с остальными «шестеренками» – другими людьми. Так, в «Точке…» зрители только «захватывают» линию повествования, как актеры сразу ее «обрывают» и оставляют на потом. Ты наблюдаешь за одним человеком, потом твое внимание переключается на второго, третьего и далее. И главное: тебе не становится скучно. Вот осознание принципа механизма: истории людей «сосуществуют». Кому кажется, что Земля вертится вокруг него, тот не прав. Пока ты продаешь рубашку, кто-то ссорится с матерью. Вы, «шестеренки», вращаетесь вместе секунда в секунду.

Кстати о ссоре с матерью. Эту часть писала Анастасия вместе с другим «лаборантом», Русланом ЗОНОВЫМ-ГОСТЕВЫМ. Ребятам также помогала приглашенный «Новым Театром» из Санкт-Петербурга драматург Элина ПЕТРОВА. Сюжет: парень, девушка, звонок ее матери и… история вечного столкновения «отцов» и «детей» в современной интерпретации. Что значит для подростка развод родителей? Во что выливается «дележка» детей? Как мать может ревновать дочь к отцу? И, в конечном итоге, почему все, что хочет ребенок, – это «отвязаться и улететь в небо, как воздушный шарик»? Все это остается на раздумье зрителя.



И так в пьесе наслаиваются пассажи: еще есть молодая субкультура – «оффники», есть не поделенный между заклятыми друзьями котенок и есть даже элементы саспенса – выбегающая из машины девушка с криком: «Козел! Извращенец!». Все это происходит не просто в точке под названием «Воронеж», – это только (!) у «Пролетки».

– Первые полгода во время спектакля на сцене [Нового театра] висели наши (всех, кто участвовал в «Лаборатории», – прим. ред.) фотографии. Это «дань уважения», – говорит Анастасия. – Причем у нас была специальная фотосессия в стиле «папарацци». Тебя как будто случайно фотографируют с недовольным лицом.

У этого тоже есть идейный посыл: пьеса Анастасии, да и в целом «Точка на карте», – про обычных людей с их обычными историями. Как часто мы видим этих «обычных людей» с довольными лицами? Концепция продумана даже до таких мелочей. И это еще не все.

– На первых порах мы сами участвовали в спектакле. У нас была небольшая роль: в конце мы выходили со своими детскими фотографиями, рассказывали истории, с которыми они связаны. Спектакль превращался в уютный «квартирник».



Премьера «Точки на карте» состоялась еще осенью 2022 года. «Попытка посмотреть на Воронеж под другим, непривычным углом», как пишут в аннотации к спектаклю, успешна. Через год спектакль по-прежнему актуален: билеты на ближайший показ выкуплены. Жители города на 12 октября поставили свою «точку на карте» – и это «Новый театр».

0 комментариев