3 Мая, Пятница, 02:31, Воронеж

Нелли Уварова: «Наивно? Очень»

Известная актриса рассказала воронежцам о своем «наивном» проекте, который помог особенным людям социализироваться через творчество




Шестого октября в центре креативных индустрий «Матрешка» в рамках Вербатимфеста воронежцы встретились с российской актрисой театра и кино – Нелли Уваровой, которая поделилась своими впечатлениями о создании проекта «Наивно? Очень».
Этот проект позволяет людям с особенностями ментального развития социализироваться и трудоустроиться. Под социализацией здесь подразумевается творчество, которое способствует расслаблению, снятию напряжения и позволяет выявлять способности людей, что в будущем может стать их профессией и заработком.
Пока с такими людьми есть их близкие, несущие за них ответственность, они в безопасности. В противном случае государство способно предложить им лишь ПНИ – психоневрологический интернат, а это место не из лучших.


С чего все началось

С такими, особенными, людьми актриса была знакома еще до создания проекта и оказывала им посильную помощь:

— Обидно, что это была частная история. Было ощущение, что ты что-то делала, а через какое то время вся работа канула в воду, круги разошлись и снова гладь. И мы снова в той же точке, из которой начинали. Хотелось помогать не единожды, а много раз, постоянно.

Нелли продолжила общение с художниками с особенностями, следила за их творчеством, покупала их работы на ярмарках в качестве подарков:

— Всегда, когда я преподносила эти подарки, люди выражали какой-то дикий восторг. И я понимала в тот момент, что искусство особых людей востребовано, а значит, можно не благотворительностью заниматься, а создать проект, рабочие места для этих людей, где они бы работали и зарабатывали своим творчеством.

В этом и есть суть проекта, который открылся в 2010 году сначала в виде сайта. С 2014 года появились творческие и производственные мастерские, галерея, где выставлялись работы художников. Все это находится в Москве, на территории Центра дизайна Artplay.
В 2015 году открылся магазин, который помог проекту остаться на плаву, так как предприятие социального предпринимательства в основном живет на самоокупаемости и не может рассчитывать на помощь от государства. Однако, изначально планировалось получить хоть что-то от него:

— Пытались пробить льготную аренду. Писали письма, рассказывали о том, чем мы занимаемся и ждали ответов, скрестив пальцы.

Прошел месяц, два, полгода, год, три, а помощь так и не приходила. В итоге Нелли Уварова и ее коллеги решили снять помещение как обычные арендаторы. Второй раз попробовали попросить помощь у государства во время пандемии, но:

— Оказалось, что мы не попадаем ни под одну программу помощи. Единственное, что у нас действительно было, так это отсрочка от налогов на период пандемии.

Нелли рассказала, что у нее изначально не было представлений о том, как организовать этот проект. Да и в целом она признавала себя наивным человеком, откуда и пришло название всего проекта:

— Ну это очень наивно, давайте будем честны с собой. «Наивно? Очень». Мы так себе предприниматели, но все равно решили: стартуем, а там видно будет.

От магазина до театра

Следующим этапом проекта, после мастерских и магазина, стал театр, который распахнул занавес в 2021 году.

— Поскольку я актриса и моя территория творчества — сцена, то, естественно, я хотела привнести в проект и этот вид искусства. Сейчас у нас уже вышло четыре спектакля, которые мы играем в пространстве галереи, иногда гастролируем.

(подробнее о спектаклях можно узнать на сайте)

Один из этих спектаклей под названием «Интернат», созданный на основе репортажей журналистки Елены Костюченко, прошел седьмого октября в Воронеже. В нем рассказана история сотрудников и пациентов ПНИ:

— Эта публикация сбила меня с ног. Я, даже не дочитав до конца, поняла, что о судьбах пациентов ПНИ должно узнать как можно больше людей. Мой голос слышнее на территории театра, поэтому эта история воплотилась в спектакль.


История Светланы Сказнёвой

За годы работы в проекте у Нелли Уваровой накопилось немало историй, которые берут за душу. Одной из них актриса поделилась с присутствующими. Нелли рассказала о женщине из ПНИ, которую все это время не воспринимали как человека и чья жизнь была настоящим кошмаром.
Светлана Сказнёва не может ни сидеть, ни лежать, ее руки запрокинуты вверх, их сводят сильные судороги. После смерти бабушки ее и ее тетю отправили в психоневрологический интернат.

— Спустя девять лет сотрудники ПНИ посчитали, что Светлана по сути превратилась в «овощ». С ней никто не пытался говорить, потому что все были уверены, что она не говорящая.

Однако, в какой-то момент одна санитарка поняла, что это не так. Как выяснилось позже, Светлана все это время сочиняла стихи:

— Стихи очень наивные, но в них столько света и любви. Парадокс: все эти годы Светлана жила в аду, а внутри нее жил не просто человек интеллектуальный, а еще любящий жизнь и людей.

Санитарка начала с ней разговаривать, а это процесс довольно сложный, здесь нужно терпение и время:

— Ей физически тяжело говорить, нужно постоянно преодолевать судороги. Но если человек не торопится, то с ней можно обсудить любые темы.

Светлана оказалась образованным человеком, ведь бабушка обучала ее всему, но в ПНИ об этом никто не знал.
Санитарка записывала стихи Светы. Позже Сказнёва отдала эти тетради со стихотворениями Елене Костюченко, автору «Интерната». Вскоре Светлане подарили кнопочный телефон, на котором она набирала свои стихи, а затем еще и планшет.

— Представляете как ей было сложно в интернате? И я рада, что эта маленькая история с хорошим концом.

Сейчас Светлана живет в «Доме милосердия кузнеца Лобова» со своими друзьями Ольгой и Юлией. Юлия не разговаривает, Светлане тяжело даются разговоры, а Ольга говорит лучше всех, так что они друг друга переводят. Например, по настроению Юлии Ольга понимает, что та хочет сказать и переводит.



О сотрудниках «Наивно? Очень»

Актриса рассказа и о том, откуда пришли в проект художники, которые затем стали сотрудниками «Наивно? Очень». Это были первые творческие люди, под которых и создавался проект. Изначально они находились в центре лечебной педагогики, а затем поступили в 21-й Технологический колледж. В чебном заведении было полиграфическое направление, керамическое, столярное, то есть направления по которым можно было получить профессию.
Студенты окончили колледж, «вернулись в свои квартиры», но никто не собирался их трудоустраивать.

— Люди получили навыки, а применить их не могут. Это их угнетало очень, я видела как с ними происходили какие-то непоправимые вещи.
Через какое-то время Нелли предложила художникам стать участниками проекта. В итоге создался устойчивый коллектив, в котором всем сотрудникам комфортно.

Актрисе вспоминается их первая площадка и то, как тяжело было ее найти. Нужно было помещение светлое с окнами и у станции метро, чтобы сотрудники не потерялись по дороге. На то, чтобы нанять сопровождающих для них средств не было. Поэтому пришлось мириться с ужасным запахом от соседнего завода, зато люди легко находили свое место работы.
Сейчас таких страхов ни у кого нет:

— Раньше наши сотрудники не могли дойти из пункта А в пункт Б, а сегодня они уже развозят свою продукцию по городу.

Сегодня особенные люди не только рисуют в помещении галереи, но и развозят заказы по заранее составленному для них маршруту, в котором, правда, расписан каждый шаг. Теперь, если кто-то теряется, то он может спокойно спросить дорогу у людей вокруг, хотя раньше такое было невозможно. Вокруг все были «врагами».

— Единственное, что происходит сегодня, они не всегда берут оплату за заказы.

Благодаря проекту его нынешние сотрудники смогли социализироваться и теперь не боятся гостей в галерее, не считают их больше иными людьми.



Для тех, у кого нет возможности посетить галерею есть сайт, где рассказана история проекта и названы его герои.

Елизавета ГЛУШКОВА

Фото автора, Анны ПЕТРОВОЙ

0 комментариев