20 Апреля, Суббота, 05:00, Воронеж

На все стихи мастер

Место встречи — Литературный парк — аллея перед Дворцом детей и юношества. И это уже говорит о том, что Савелий Кострикин — необычный двадцатилетний парень. Он уже авторитетный поэт и критик, ставящий перед собой великие цели — развитие молодежной лирики, воспитывающей русский народ.


Начало пути

Савелий сочинил первое стихотворение в 2015 году. Случилось это довольно-таки странным образом:

— Начал писать, сидя в машине, когда мы с родителями ехали в Москву. Спонтанно, случайно… Я смотрел в окно, увидел Москву-сити и написал стихотворение. Правда, оно было явно не о ней — Москве. А о чем именно — я уже и не помню, все-таки 7 лет прошло.

С того дня на Савелия, словно снег на голову, свалилось вдохновение. А потом и сваливалось, и сваливалось. Юный поэт начал пробовать себя в разных жанрах и темах, пытаясь найти свой голос, свой стиль. Первая публикация же случилась только в начале 2019 года на сайте воронежского юношеского издания “Ворон и Ёж”. Именно тогда его произведения стали принимать неповторимые формы.

За 7 лет творчества Савелий обрел постоянных читателей. Это, по словам молодого поэта, люди разных взглядов, профессий и убеждений. Среди них много преподавателей, учителей и представителей творческой интеллигенции.

Круг постоянных читателей начал формироваться в апреле 2019 года после поездки юного поэта в “Орленок” на литературную смену. Стартом стала публикация стихотворения в официальной группе лагеря. После этого на Савелия обратила внимание руководитель поэтического клуба “Левобережье” Елена Смолицкая. Именно она передала Кострикину пост редактора в двух группах: “Поэзия. Порыв души” и “Любовь вопреки всем законам разума. Стихи”. В первом сообществе было около 40 тысяч подписчиков, что дало возможность Савелию поэтически “раскрутиться” без вложений.

Количество не значит качество

Раньше Савелий писал стихотворения каждый день, особенно в 2020 году. Теперь же — раз в месяц или реже, по вдохновению:

— Это связано с тем, что мои стихи стали сложнее, — говорит автор. — Я уже не могу клепать что-то однотипное ежедневно, как раньше. Да и с возрастом я стал спокойнее, перестал волноваться по пустякам.

Теперь Кострикин, стремясь к совершенству, работает не на количество, а на качество. И это заметно по его последним двум творческим годам. В 2021 году на Всероссийском литературном фестивале-конкурсе молодых авторов имени А.Л. Чижевского Савелий стал финалистом, представив свою философскую лирику. А в августе 2022 года юный поэт вошел в число претендентов на победу на Межрегиональном фестивале-конкурсе «Яблочный Спас» имени Евгения Гусева.

Итогом долгой работы стал первый сборник “Первопричина”, выпущенный в конце 2021 года. Презентация прошла в Доме Молодежи. Все 200 напечатанных экземпляров Савелий подарил своим близким, друзьям и знакомым.

Один среди тысяч

Кострикин за все время своего творчества написал около 1500 стихотворений, но, по мнению поэта, качественных из них только 1/15 или 1/20. Хорошими произведениями Савелий называет только те, которыми сам гордится. А вот стихотворений, признанных обществом, по его словам, еще меньше.

Савелий не пишет “чистую” лирику. Его стихотворения нельзя четко разделить на темы: пейзаж, любовь или дружба. Например, в стихах о покойном дедушке поэт может рассуждать о красоте русской природы, а в стихах о погоде — о России и ее тяжелой судьбе.

У лирики Савелия есть определенные черты, которые красной нитью проходят через все его творчество:

— Во-первых, я жестко слежу за рифмой. Ни белые стихи, ни верлибры, ни свободные стихи я не практикую. Во-вторых, у моих произведений есть пафос. Но пафос не Пушкина или Державина, а пафос Тютчева и Фета. И, в-третьих, я придерживаюсь классического ритма.

Лирике Савелия также присущи печальные мотивы, обращения к умершим людям и Богу. Вот одно из лучших стихотворений, по мнению поэта:

Память о предках — не просто кости
Или — безумье в огне былом.
Справа, на полке — Василий Гроссман,
Спереди — гордо стоит Белов.

Вы в девяностом году питали
Правдой пустыню моей страны
И зажигались во мгле петарды —
Огненны, жарки и так странны!

Жар опаливший лицо и руки
Деда, уходит, как сок в меня.
Я обещаю, что вниз не рухну,
Ибо грехи на талант менял.

Также и дед мой, менял Отчизну
Не покидая земли своей.
Страшно становится мне от мысли,
Что я не стану, увы, сильней.

Если забудет Душа твой голос,
Господи — лучше меня прости.
В землю, как колья вонзают колос
Пальцы, которые так просты!

Это мой дед. Он следит за мною
И пред Тобою меня хранит.
Я же — навеки убит самою
Жизнью, чьей вложен строкой в гранит.




У Савелия также есть посвящения Солженицыну и Бродскому. С помощью слов он отдает дань великим русским писателям, которые несмотря на тяжелую судьбу не сломались и смогли встать с колен. А что самое главное — стали примерами для подражания для подрастающего поколения.

“Уйди сам, или мы тебе поможем”

Савелий считает, что одного призвания недостаточно, чтобы быть поэтом. Обязательно нужно трудиться и совершенствовать свои навыки. Например, к своему сегодняшнему “состоянию” Кострикин шел 7 лет, а в первые 3-4 года даже не воспринимал себя поэтом.

— Человеку легко подрезать крылья самым грубым, брутальным способом, — заметил Савелий. — Например, в Подмосковье есть библиотека им. Лермонтова. Один из членов Союза писателей России, видимо, позавидовал, что там рядом с Пушкиным висели портреты молодых общественных деятелей, помощников библиотеки. Он устроил скандал на тему того, что эти люди не имеют никакого отношения к литературе. И после этого портреты сняли. Факт вроде малозначительный, но очень говорящий.

С Савелием тоже происходили не самые приятные ситуации. Был даже момент, когда ему угрожали:

— Когда-то я был активным участником сайта Поэмбук. И там была система, по которой всех поэтов и писателей распределяли на определенные ступени: Стартовая Лига, Бронзовая, Серебряная, Золотая, Клуб Поэтов и Зал Почета. Я тогда был кандидатом в Серебряную Лигу, так как уже несколько лет состоял в Бронзовой. И, чтобы не допустить моего “повышения”, мне стали писать оскорбления. Мне прямо говорили: “Уйди сам, или мы тебе поможем”.

Не желая вступать в конфликты, поэт решил покинуть проект. По словам знакомых Савелия, на Поэмбуке такая атмосфера стояла всегда: не самые талантливые писатели, угрожая одаренным новичкам, держали места в лучших лигах, никому их не отдавая. Это делалось для того, чтобы было легче продвигать свои стихотворения за монеты (прим. — валюта сайта), которые на определенных ступенях начислялись автоматически.

После произошедшего Кострикин перестал публиковаться на подобных сайтах, где аудиторию можно “подобрать под себя”. Для него важна открытость, гласность и честность, и для этого он перешел в ВКонтакте.

Союз молодых и независимых

Два года назад Савелий создал свой поэтический клуб — “Союз Молодых и Независимых” (СМИН). Посоветовал Кострикину создать ассоциацию его старший брат, член Общественной палаты Воронежской области Степан. Именно он является опорой и поддержкой во всех начинаниях молодого поэта. После этого Савелий разработал Устав, программу действий, придумал лозунг, эмблему и выбрал гимн — песню Окуджавы “Союз друзей”.

— Раньше у меня и в мыслях не было, что я могу создать что-то подобное, — поделился поэт. — Я считал себя достаточно посредственным автором. Но к концу 2020 года произошли тектонические сдвиги: я поехал в “Сириус” в Сочи. Там мной занялись известные преподаватели, доктора и кандидаты гуманитарных наук, которые улучшили мою поэзию. В “Сириусе” “сделали” мою лирику такой, какой она сейчас является. И после этого я счел себя возможным учить и направлять молодых поэтов с помощью союза.

Теперь Савелий выкладывает стихи новоиспеченных авторов в группе, пишет критические разборы на их произведения, добивается публикации на сайте “Русский лад” и других форумах.

К Новому году эта организация станет юридическим лицом, а значит сможет получать легальную спонсорскую поддержку. Финансирование очень важно для поэтического клуба, так как невозможно нанять бесплатных работников в группу. Но надежный спонсор уже найден, который готов поддерживать все начинания организации.

— Почему вообще появилась идея создать союз? У меня была возможность вступить в более крупные объединения… только вот там сидят люди, которые противятся таланту молодых. Показательна ситуация в Ростовской области: там и по сей день не удается создать Союз молодых литераторов, который есть во многих регионах России, в том числе и в Воронеже. Старшее поколение противодействует, вставляя палки в колеса при помощи бюрократии.

Если в соседних регионах поэты “старой закалки” не хотят видеть рядом с собой молодежь и боятся показаться менее талантливыми на ее фоне, то в Воронежской области все по-другому. У нас, по мнению Савелия, поэты ленивые. Они не пытаются и не желают передавать опыт молодым, учить их чему-то. Но радует, что писатели не мешают самостоятельному развитию молодежи.

Поэзия = Богородица

Савелий считает, что поэзия не должна быть оторвана от жизни, поэтому молодой писатель часто выступает в библиотеках со стихотворениями:

— Если избегать этого, писать “в стол”, то о произведениях никто не узнает. Да и смысл писать для отсутствующей аудитории? Ведь поэт всегда хочет отклика, он жаждет похвалы. А если реакции не будет, то желание писать вообще может пропасть.



Поэзия Савелия имеет назначение — формирование сознания людей в том русле, которое он считает наиболее правильным. Для Кострикина это — популяризация хорошего, доброго и вечного. Сейчас же, по мнению Савелия, народу нужно дать уверенность в завтрашнем дне. Поэт должен преодолевать расколотость общества и нести мир, сплочение и согласие.

— Я следую трем принципам при написании произведений. Первый — нельзя опускаться до уровня аудитории. Потому что мужички любят пошлое, любовное; дамы — похождения таких мачо. Аудитории надо давать что-то высокое, не мелкобуржуазное. Второй принцип — нужно следовать от простого к сложному. Нельзя сразу бить по голове человека тяжелым и трудным, а нужно потихоньку подводить к этому. И третий — все политические и идеологические разногласия должны отбрасываться, если стоит цель воспитания читателя.

Молодой писатель сравнивает лирику с Богородицей. По его мнению, или поэт занимается лирикой с полной отдачей, или не занимается вообще. Потому что и в Бога можно или верить, или не верить, третьего не дано.

У Савелия также есть цель — добиться того, чтобы поэзия молодых авторов имела право на существование по всей России.

Вместо жалоб — решение

— Мы могли бы стать лучшими друзьями с Булатом Окуджавой и Борисом Пастернаком. С первым нас объединяло бы доброжелательное отношение к перестройке, а со вторым я бы говорил о мировой истории и искусстве.

Поэт считает себя отчасти социал-демократом и приверженцем солидаризма. Савелий видит Россию, возвращенной к идеалам перестройки: “Нужно, переняв все лучшее, строить нечто похожее на Швецию”. Именно в этой стране, по мнению Кострикина, населению дают образование, здравоохранение и качественное жилье, не опираясь на низменные инстинкты общества. То есть не ведя его к революции, к гибели.

Савелий поддерживает идею общего блага философа Ивана Ильина. Поэту также близка публицистика Солженицына об особом пути России и христианская этика Достоевского.

На вопрос же о том, есть ли у него любимая цитата, Савелий привел слова Томаса Карлейля: «Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

Софья ПОЛУХИНА

0 комментариев