14 Октября, Понедельник, 21:04, Воронеж

Почему после выставки скульптур нужно пить коньяк?

20 декабря в воронежском Камерном театре открылась выставка российского скульптора Лазаря Гадаева. Выставку представил его сын – поэт и телережиссер Константин Гадаев в рамках фестиваля поэтического искусства «Мандельштамфест».


На входе в парк «Орленок» стоит памятник Осипу Мандельштаму. Поэт стоит, прижав руку к груди и высоко подняв голову. Как раз напротив памятника находится дом, где Осип жил с женой во время ссылки. Скульптура была создана руками Лазаря Гадаева – российского скульптора.

— Когда отец получал заказ на памятник, то это всегда была совершенно новая работа. Он никогда не повторялся. Например, не переводил механически из маленького размера (эскиза) в большой. В каждом варианте была своя индивидуальность, — вспоминает сын скульптора Константин Гадаев.



Кстати, сам Константин пошел по стопам отца, точнее – перенял его творческую натуру. Он поэт, сценарист и телережиссер. Сегодня Константин представляет выставку своего отца: «Любимые поэты Лазаря Гадаева».
На выставке представлены модели и подготовительные эскизы памятников Осипа Мандельштама, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Марины Цветаевой, Александра Блока и Коста Хетагурова – литературных вдохновителей Лазаря Гадаева. Конечно, Осип Мандельштам здесь не случайно, ведь именно его имени посвящен фестиваль.

— Фестиваль мы посвятили имени Осипа Мандельштама, но он не является мемориальным и направленным именно на его творчество. Это возможность показать другой мир, отвлеченный от современного – телефонного мира. Показать поэзию, музыку, искусство. Наша миссия в том, чтобы в нашем городе звучала поэзия, — рассказал художественный руководитель фестиваля и директора Камерного театра Михаил Бычков.

И хоть фестиваль не имеет прямой направленности на Мандельштама, некоторые пришли посмотреть сюда именно на него. Галина Умывакина, поэтесса, член Союза Российских писателей пришла сюда, «чтобы ощутить глубокую печаль».

— Чтобы испортить себе настроение, нужно прийти сюда. Ведь я из того времени, которое погубило столько талантливых людей (в том числе и Мандельштама). Вы знаете, как он погиб?.. Колония, тюрьма. Уголовники утопили в выгребной яме (по одной из версий смерти Мандельштама. – прим. автора). И такой талант!.. После этой выставки нужно пить коньяк, — вздыхает Галина. Она печально смотрит на автопортрет того, кто навечно запечатлел образ поэта.

На выставке всего два автопортрета: один бюст и фигура в полный рост. Галина смотрит на последнюю. Скульптор сидит на небольшой возвышенности, похожей или на маленький табурет, или на пенёк. Одна рука держится за другую. Такая закрытая поза, как будто человек боится порицания. Он будто скован.

Однако Константин говорит иначе:

— Это не скованность, а сосредоточенность, потому что у скульптора, кроме человеческой фигуры, нет ничего: ни цвета, ни пейзажа. А для отца всегда был важен именно человек, его внутренний стержень, поэтому важна сосредоточенность.

Мы все-таки будем верить Константину, ведь это он сын своего отца. Когда-то Константин даже думал сделать документальный фильм о родителе, но понял, что «это не его дело».

— В этом случае не хватает объективности. Когда человек настолько родной, с которым ты прожил всю жизнь, то тебе всё кажется важным, — говорит Константин.

А пока фильма нет, мы наслаждаемся его работами.

Анастасия МИНКИНА
фото автора

0 комментариев