28 Марта, Четверг, 23:48, Воронеж

Юлия КОЛЕСОВА: «Шведский детектив — территория равноправия»

15 ноября при поддержке посольства Швеции в России в одном из книжных магазинов города воронежцы встретились с переводчицей шведских криминальных романов Юлией Колесовой.


— Спасибо вам, я очень рад быть здесь! Уверяю, никто в России так подробно не знает о шведском детективе как Юлия! — поприветствовал собравшихся советник по культуре Посольства Швеции в Москве Стефан ИНГВАРССОН.

Для начала Стефан и его коллега Мария Суданова провели увлекательную викторину о культуре Швеции. Участники, правильно отвечавшие на вопросы, получали красочные эко-сумки. Не без усилий они вспоминали, что Швеция по площади занимает пятое место в мире после России и Украины, а в союзе европейских стран — третье после Германии и Франции. Что первую женщину, получившую Нобелевскую премию в области литературы, звали Сельма Лагерлёф, а основной деятельностью писателя Стига Ларссона были журналистские политические расследования. И что королей по имени Карл шестнадцать — нынешним королем Швеции является Карл Густав XVI.



Освежив свои знания, гости вместе с Юлией Колесовой стали выстраивать ассоциации со Швецией. На доске позади неё возникло множество, казалось бы, не связанных между собой терминов: атеизм, хюгге, булочки с корицей, IKEA, велосипед, стокгольмский синдром, шведская семья, шведский социализм… И каждое из этих понятий затем разобрали.

Слушатели узнали, что Швеция действительно является родиной атеизма и булочек с корицей. А хюгге — это жизненная философия скандинавских стран, которая направлена на внимание к деталям, делающим вас счастливее в данный момент. Кстати, на встрече получился настоящий хюгге вне Швеции. Запах новых книг, аромат кофе, едва доносящийся из кофейни, уютная обстановка: каждая мелочь задавала нужную атмосферу.

Шведская семья и социализм — мифы и легенды, в которых сами шведы себя не узнают. В Швеции существует культ семьи, но так же высоко ценится свобода выбора. Всё просто: те люди, которые не хотят иметь семью, просто не имеет её. Если человек хочет создать семью с человеком своего пола, он её создаёт. О том, что можно вести быт втроем, шведы не слышали. И, конечно, ни о каком социализме не может быть и речи: в стране хорошо развита рыночная экономика.



Наконец, развенчав все стереотипы, переводчица перевела разговор на тему лекции:

— Давайте плавно перейдем к детективу. Все понятия, которые мы сейчас записывали на доске, так или иначе там присутствуют. В нашем сознании детектив — это мужчина, мужская территория. Несмотря на то, что были свои исключения, — говорит Юлия.



Главный вопрос любого детектива не только «кто?», но и «почему?». На несколько страниц может быть расписано детство героя, то, как его в школе дразнили и как у него умерла мама, как его не понимали, отвергали. Автор занимается анализом, поиском первопричины, пытается выявить, как человек становится преступником.

Выяснилось, что по нынешним тенденциям шведский детектив — это территория равноправия.

— Женщины присутствуют во всех ролях: авторы, героини, журналистки, ведущие частные расследования, судмедэксперты, прокуроры и даже злоумышленницы. Потому что и в обычной жизни женщины включены во все процессы, которые происходят в обществе. Я заметила, что начался поиск экзотических злоумышленников. Главной злодейкой может оказаться, например, добрая тетушка, которую все знают с детства и бегают к ней за булочками с корицей.

Однако, успех шведскому детективу продолжают обеспечивать интрига и неожиданные, интересные ходы.

— В одном романе, который я отдала свей коллеге, было всё про болота. Если вы его прочтете, то будете знать о болотах абсолютно все! То есть прослеживается познавательный компонет. Правда, иногда его раздувают до небес.

При этом шведские авторы намеренно пишут свои произведения так, чтобы их романы было легче экранизировать:

— Плох тот детектив, по которому нельзя снять фильм, а лучше сериал, — утверждает лектор.



Шведский детектив продолжает рассказывать о шведском и мировом обществе.

— Сейчас ни одна страна не живет изолированно. Даже если какие-то процессы не происходят в Швеции, они рано или поздно придут и туда. Местные авторы одними из первыми улавливают такие актуальные общественные темы, как иммиграция, неонацизм. Идет проработка гендерных проблем локально и в целом. Детективы часто обвиняют в «ужастиках», но в любых газетах можно найти такое, чего ни в одном детективе нет. Главное место в книге занимают сильные чувства героев. От нас читателей требуется сопереживать. Этому и учит нас литература, а детективы являются неотъемлемой ее частью.

Елизавета ДУДАРЕВА
Фото автора

0 комментариев