25 Апреля, Четверг, 23:13, Воронеж

Лица Платоновфеста

Кто самый главный человек на самом главном культурном событии лета —
Платоновском фестивале искусств? Михаил Бычков? Нет! Актёры, танцоры, музыканты? Тоже нет! Самые главные люди закончившегося недавно фестиваля — волонтёры. Знакомьтесь!

Дмитрий КАРЮКОВ. 1 курс. Факультет ГГиТ ВГУ. Направление «Техническая поддержка»




Дмитрий волонтёрил первый раз и утверждает, что приобрел новый опыт и очень много новых знакомств.

— Я научился делать то, что не делал в жизни никогда, например, варил и соединял костюмы-диоды для парада театров на 12 июня. В Белом Колодце мой день начался с того, что я за 10 минут развесил 35 баннеров, иначе получил бы «люлей» от координатора. Мы были там с 10 утра до 12 ночи: помогали ставить сцену, проверяли билеты у зрителей, стулья переносили, фудкорты ставили, физически помогали. Когда на Советской площади проходила книжная ярмарка, мы утром ставили там стулья. Как оказалось, в том числе и для губернатора, — рассказывает Дмитрий.

В качестве зрителя Дмитрию удалось попасть лишь на спектакль NDT.

— Я давно хотел сходить на этих нидерландцев. Думал, не получится, так как билетов не было, и вообще, туда трудно попасть даже из-за кулис и даже волонтерам, но случилось так, что я попал, чему очень рад.

По словам Дмитрия, совмещать волонтёрство с сессией очень трудно, но получается.

— Стараюсь все сдавать потихонечку, не без долгов, конечно. Когда становился волонтёром, я заключал договор, там был один из пунктов: в любое время, хоть в два часа ночи, нам могут позвонить/написать и попросить помочь. Я с 30 мая по 11 июня тут каждый день, мне не в напряг, хотя по сути не должен этого делать. Нас в техподдержке 20 ребят, но некоторых я до сих пор ни разу не видел.

На вопрос, стоит ли вкладывать столько сил в дело, за которое ты не получаешь денежного вознаграждения? Дмитрий отвечает, что за 10 дней только один раз подумал об этом, когда попросили помочь разгрузить Газель.

— Я пришел, а грузчиков не оказалось, я был один, а ведь за это ничего не полагается. Но я изначально знал, на что иду, что денег точно не будет, да и не надеялся. Некоторые ребята говорят, мол, лучше бы деньги давали, не знаю, мне и майки достаточно.



Мария ДЕДОВА. Выпускник магистратуры ГГиТ ВГУ. Координатор волонтеров Платоновского фестиваля




Мария занималась отбором волонтёров, который проходил в несколько этапов. Первый: заполнение анкеты. Заполнив анкету, любой становился потенциальным волонтером. После того, как прием анкет был окончен, дирекция изучает список поступивших заявок.

— В процессе этого мы отбирали волонтеров, которые отличись на фестивалях прошлых лет — ставили их в приоритет и формировали из них первый список. Затем формировали второй – это кандидаты в волонтеры для собеседования, — объясняет волонтёрскую кухню Мария.

Второй этап – это само собеседование. Так как в этом году времени было мало, дирекция выделила несколько групп людей по определенным критериям и, соответственно, их пригласили на собеседование. Также были люди, находившиеся в резерве. Такой список всегда делают для экстренных случаев.

По словам Марии, попасть в волонтёры не так то просто. Нужно попадать в возрастную категорию старше 18 лет, иметь опыт волонтерства в более чем 3-х крупных проектах в России и не только, а также написать креативную заявку.

— Были и очень интересные анкеты, и анкеты что-то вроде «да-да/нет-нет». Если ты хочешь стать волонтером, то ты пытаешься как-то крикнуть о себе, ты хочешь сказать: «Эй, я классный, заберите меня, пожалуйста». Даже в пункте «Есть ли у вас опыт волонтерства» некоторые писали: «Нет, но безумно хочется, возьмите меня, я могу все, пожалуйста, очень-очень». У нас было 843 заявки и очень плохо, что у нас было мало времени на собеседования с каждым лично. По-хорошему кампанию по отбору волонтеров нужно начинать с марта, чтобы встретиться с каждым с глазу на глаз и побеседовать не 5 минут, а подольше, — уверена Мария.

Каждого из своих волонтёров Мария знает и в лицо, и по именам. На вопрос, как пришла к тому, что стала работать в дирекции Платоновского, отвечает:

— Сама не поняла, если честно. Слишком быстро произошло. Могу сказать только что 2 года до этого трудилась на фестивале во имя искусства. Когда волонтерила в прошлые годы, было даже время, чтобы куда-нибудь сходить. А сейчас его вообще нет. ВООБЩЕ. У меня второго июня прошел гос. экзамен и теперь, мне кажется, я не сдам диплом, потому что это нереально, так как и физически устаешь, и морально. Тебе просто не хватает никаких сил. Я стараюсь, но у меня нет времени.



Надежда ТРОШИНА. Колледж НОМОС. Направление «Искусство»




Надежду вместе с другими студентами колледжа НОМОС отправили на Платоновский фестиваль в качестве практики.

— Мы не ожидали, конечно, но было интересно узнать о деятельности волонтеров. Плюс волонтерства в том, что мы общаемся с людьми, которым интересно искусство, — делится впечатлениями девушка.

Говоря о навыках, которые она приобрела в ходе волонтёрской деятельности, Надежда, в первую очередь, отмечает коммуникабельность и умение общаться с людьми.

— Надо уметь объяснять, а если какая-то конфликтная ситуация, то ее надо спокойно разъяснить. Когда я стояла на выставке, к нам приезжали иностранные гости, нужно было на английском рассказать о работах художника. Если ты хорошо знаешь выставку, то нужно уметь грамотно рассказать про каждую картину. На выставке Пепперштейна, например, нужно было знать каждый миф Древней Греции.

Надежда рассказывает, как поведение некоторых людей казалось ей очень странным, когда они подходили и не стесняясь трогали картины.

— Один мужчина вообще начал их нюхать, а женщина в возрасте, обхватив полотно руками, чуть ли не легла на него, решила так сфотографироваться. Однажды ребенок трубочкой из-под сока начал ковырять картину, но я сразу сделала замечание и ему, и родителям.



Полина ПОЛЯКОВА. 1 курс. Факультет журналистики ВГУ. Направление «Церемонии»




— Это мой уже официально третий Платоновский фестиваль. В 2014-м я тоже помогала, но у меня не было ни футболки, ни бэйджа. А в 2015 году был мой первый Платоновский в качестве волонтера.

Работая волонтером, Полина приобрела навык «пробивания себе дороги».

— Если я буду сидеть в стороне сложа ручки, то меня не будут просить, мое место просто будет занимать кто-то другой. Нужно пробираться, нужно биться, зубами прогрызать себе место под солнцем, иначе в жизни всегда будешь в самом конце. Здесь, если ты вовремя не напишешь, не позвонишь, не поговоришь, то ты останешься у разбитого корыта и театры будет сопровождать другой человек, и общаться с музыкантами будет другой человек, и все это будет делать кто-то другой, — объясняет студентка журфака. — Для меня на Платоновфесте интересно пообщаться с людьми не только из других городов России, но и из других стран. Это, правда, стоит того. Поэтому нужно чего-то добиваться, а не сидеть на месте. Мне кажется, это очень важно для молодых людей. Именно этот навык, полученный в процессе работы, я считаю главным. Пусть он еще не совершенен, но есть к чему стремиться.

Полина также рассказывает, что много нового узнала о театре.

— Для меня театр – это нечто сказочное. Я в детстве хотела быть балериной, поскольку занималась гимнастикой, то думала, это как-то пересечется, но в виду некоторых обстоятельств этого не случилось. В любом случае мне нравится работа с театрами, мне нравятся роли, мне интересно на это смотреть и при любой возможности в Воронеже я этим пользуюсь. Сейчас театры не самое дешевое удовольствие для студентов, а когда выпадет возможность посмотреть театр, который приезжает в Россию впервые или привозит спектакль, показ которого в России является премьерой, это интересно.

В 2015 году Полина волонтерила в направлении «Театр».

— Мой день начинался с того, что я приходила рано утром, покупала еду в гримерки, шла в дирекцию, брала буклеты, цветы. Если тебе звукорежиссер говорит, что нужно срочно принести гамбургер «ноу чиз, ноу фиш», то ты обязательно бежишь в Макдональдс за ним. То есть делаешь все для спектакля, к которому прикреплен.
В этом году на собеседовании сказали, что нужны красивые девочки для вручения цветов в конце спектакля или концерта. Я, конечно, согласилась. Поскольку у меня в этом году сессия, то я решила, что оставлю себе это направление, потому что оно особо много времени не занимает.

На вопрос, получается ли посещать мероприятия в рамках фестиваля помимо тех, на которых волонтеришь, Полина отвечает, что ты и так попадаешь на большое количество мероприятий и не нуждаешься в чем-то еще.

— Было много стоящих спектаклей, на которые я не попала, за что обидно. Но если возможность выпадала, то, конечно, многие спектакли мы посещали, и потребности куда-то еще пойти, у меня, например, не возникало.

По словам Полины, совмещать фестиваль и сессию тяжело.

— Я очень жалею, что так выпадает, так как люблю работать, люблю выкладываться на все сто. Но получается, что ты либо там, либо здесь, а везде хочется все успеть и, к сожалению, приходится чем-то жертвовать (зачастую это сон). Не могу сказать, что это все легко, но оно того стоит.

В этом году я почувствовала отношение к волонтерам как к людям, которые работают за деньги, которые именно работают, а не по доброй воле пришли. Но с другой стороны, мы знали, на что идем. Мы шли работать, помогать фестивалю, вкладывать себя, мы шли пахать. Волонтеры – это лицо фестиваля, как говорит Бычков, это то, на чем все держится, — рассказывает Полина. — Стоит ли вкладывать столько сил, не получая вознаграждения? Это уже выбор каждого человека. Существует большое количество людей, которые безвозмездно помогают не только на фестивалях, но и в других видах деятельности. Такие люди очень ценны. Я думаю, их труд приносит им удовольствие в первую очередь, иначе вряд ли бы они туда пошли.



Мария ТОЛПЫГИНА. Выпускница факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ. Направление «Музыка»




— Впечатления классные, но я очень устала и физически, и морально. Под конец у меня даже улыбки не было. Да, это весело: ты в гримерках, за кулисами, общаешься с участниками, все круто, но ты реально устаешь, — рассказывает Маша о своем волонтерском дебюте. — Мы выбирали, где хотим работать. Я остановилась на «Коммуне», гримерках, музыке, но помогала также на церемониях и участвовала в параде. В день парада с 12 утра мы убирали гримерки, ставили столы, стулья и по райдеру: воду, печенья, чай, кофе. Встретили артистов, они расселились, начали подготавливать костюмы, а мы на площади мыли сиденья. Во время парада я стояла и с табличкой, и с пушкой, которая «золотом» стреляла, и с рацией. Научилась пользоваться фотошопом и ламинировать бэйджи, когда меня поставили на дежурство в дирекцию. Набралась опыта общения с иностранцами. Также я никогда не видела театр изнутри, а здесь мне удалось побывать за кулисами. Узнала новых авторов в искусстве, посмотрела как занимаются танцоры, как они правильно питаются.

По словам Маши, NDT понравились наши конфеты «Аленка», а англичанам песня «Катюша».

Волонтерить Мария пошла потому, что хотела попасть за кулисы, побыть ближе к артистам, увидеть концерт изнутри.

— Мероприятия, помимо тех на которых волонтерила, не посещала, потому что времени свободного особо не было, тебя постоянно стараются задействовать. Я волонтерила восемь полных дней, ездила в Белый колодец, в Рамонь. Было сложно совмещать волонтерство с основной работой. Хотелось, наконец-то, выспаться.

Отвечая на вопрос, стоит ли вкладывать столько сил в работу, за которую не получаешь денежного вознаграждения, Мария отметила, что с одной стороны, ты приобретаешь опыт, можешь посмотреть, узнать что-то новое, но если работать на одном месте, например, в «Коммуне», то смысла нет. Надо как-то совмещать.



Наталья БУХВАЛОВА. Выпускница магистратуры факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ. Координатор волонтеров в направлении «Музыка мира»




Для Натальи это уже третий Платоновский фестиваль. Она также участвует в различных международных программах в университете, таких как форум «Города», фестиваль науки в ВГУ, в ежедневных волонтерских акциях на факультете, чего, по словам Натальи, не счесть в ее жизни.

Наталья рассказывает, что на Платоновфесте приобрела навык предсказателя:

— Ты продумываешь наперед все действия, которые могут произойти, и они, естественно, происходят. Ты делаешь то, что в твоей голове даже не укладывается, ты просто попадаешь в цель. Поскольку это мой не первый год на Платоновском, то я уже наперед знала, что и в каком объеме могла получить на мероприятии. Соответственно, когда на него шла, то составляла примерный список вопросов и проблем, которые могут возникнуть. Например, на площадке в Белом колодце я была уверена, что не хватит определенного количества стульев или столов, и я брала прозапас. Их действительно не хватало.

А на уличном театре мы надеялись на то, что инвентаря, который был выписан на площадку и привезен туда, хватит, но его опять не хватило. И приходилось собственными силами в окрестностях искать какие-то вещи для артистов в экспресс-режиме, включая супер скорость флэша.

Наталья утверждает, что не она выбрала направление, а направление выбрало ее.

— Мне приходилось заниматься координацией волонтеров на музыкальных мероприятиях, на открытых площадках. Обычно эти мероприятия самые крупные и два из них – Белый колодец и Рамонь. В мои обязанности входило возглавлять коллектив волонтеров, раздавать им задания, составлять графики, расписание, точки, позиции, вещи, которые нужно брать, райдеры на гримерки артистов, да куча всяких обязанностей. Самая классная обязанность – это бегать с рацией на каждой площадке и решать проблему еще до ее возникновения.

По словам Наташи, ее день начался 10 июня с Белого колодца и закончился только 14 июня вечером.

— Это был один день. И обычно он начинался с того, что я открывала глаза и думала: «Я все проспала, я опоздала на фестиваль». Потом смотрела на часы, а время только 5 утра.

Из программы фестиваля Наталье удалось посетить танцевальную постановку NDT2, но посмотрела она только первое отделение. В этот день была массовая закупка райдера артистам для Белого колодца, поэтому пришлось убежать дальше организовывать свои мероприятия.

— Так как я в этом году выпускник-магистр, мне никак не удавалось совмещать универ и фестиваль. Я выбрала сначала сдать ГОСы, защитить магистерскую диссертацию, а потом уже ринуться в стены фестиваля, что у меня очень успешно получилось.

Наташа считает, что вкладывать столько сил в дело, за которое не получаешь денежного вознаграждения, стоит. По окончанию фестиваля ты смотришь на весь огромный объем работы, который проделал и думаешь: «Боже мой, неужели это случилось, неужели это все закончилось, как мы вообще смогли?».

— Я думаю, если будет возможность в следующем году волонтерить, то почему бы и нет. Платоновский фестиваль, я вся ваша!



Ольга ЛОМАКИНА
Фото Мария ТОЛПЫГИНА, Алина КОЛДАШОВА

0 комментариев