5 Мая, Воскресенье, 16:02, Воронеж

Как художница из Казани в Воронеже абстракцию писала

На этой неделе в столицу Черноземья приехала художница из Казани — Тая Забровская. В книжном клубе «Петровский» она показала воронежцам, как прямо в зале рождается абстрактная живопись. Что из этого получилось, расскажет корреспондент «P.S. – 5 сов».



От реальности — к абстракции

Наконец, дверь распахивается, и поток любопытных заполняет небольшое помещение. Но уже у входа нас задерживает парень — с улыбкой он предлагает всем угощение.

Я сажусь в первом ряду, недалеко от выставки миниатюр Таи Забровской. В рамках — мандалы (геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». — Авт.) и абстрактные картинки. Белый свет с правой стороны бьет в глаза, а гул голосов перебивает спокойную мелодию, звучащую фоном. От этого всё происходящее начинает казаться нереальным.



И вот свет на мгновение погас, а перед нами появилась сама художница. Она садится рядом с приготовленным полотном на полу. Ещё мгновение, и Тая Забровская берёт кисть и начинает рисовать синими красками.


Тут же на сцену выходят четыре девушки в чёрной одежде. Я не могу разглядеть их лица: они стоят за полупрозрачной ширмой. Можно различить лишь силуэты и тени двигающихся рук. Их ладони и пальцы плавно стекают по плёнке, оставляя широкие следы краски — тоже синей.



Звуки из колонок обволакивают зал, атмосфера становится всё интимнее. Зрители смотрят, не дыша. И только затворы фотоаппаратов предательски щелкают, нарушая гармонию.

— Тсс, — взглянула на фотографов художница. — Хотя бы на пять минут, — спокойно улыбается она, — остановитесь.

И мы замираем. Взгляды всего зала устремлены на Таю и девушек за ширмой. А точнее, на краски и переливы света — невозможно предсказать, что будет изображено на полотне в следующую секунду. Краски стекают, смешиваются, образуют всё новые формы. Перформанс становится похож на сеанс медитации.



Пока убаюканные зрители не устали, Тая делает последние движения кистью и склоняется над картиной — что получилось? Над этим художница предложила подумать нам самим. Мне полотно напомнило поверхность Земли.



Постепенно весь зал перемещается ближе к картине, каждый пытается что-то увидеть в смешении синей, зеленой, желтой и белой красок. Самые любопытные заглядывают и за ширму — там девушки продолжают танцевать, плавно двигая синими ладонями.



— Ты посмотри, что творят, что творят! — указывает Тая на танцовщиц.

Девушки за ширмой — из воронежской команды современного сценического танца «PROcontemporary». Их «контактная импровизация» выглядит гармонично на фоне абстракций художницы. И то, и другое — искусство, рожденное мгновенными решениями.

От абстракции — к реальности

Через несколько минут Тая предлагает поговорить. Она садится перед оставшимися зрителями и рассказывает о Казани, о Воронеже, об искусстве в этих городах.

— Хороший художник — это не тот, кто хорошо рисует, — говорит художница, — это тот, кто здорово наблюдает. Чем больше вы наблюдаете, тем больше вы получаете знаний.

В Казани Тая увлеклась документальными фильмами. И поэтому темой разговора выбрала мусор. Мусор, который непонятно откуда берется в лесах, водоёмах. Но воронежцы не спешат думать о мусоре. Все до сих пор под впечатлением от красок и теней, а в голове — скорее романтика, чем актуальные проблемы.

— Что означают твои картины? Что ты несешь людям этим? — спрашивает мужчина из зала.

— Я несу людям радость, — улыбается Тая. — Они ничего не означают. В этом суть абстракции. Абстракция — вообще классная штука. Всё от вашего воображения зависит.

— Неплохой дизайн одежды ещё получается, — подмечает парень рядом.

— Да, есть такое, — поглядывает художница на испачканную краской футболку, — у меня пытались на одной выставке выкупить джинсы. Я давно хотела воплотить одну идею: собрать много-много людей в одном зале, чтобы все были в ненужной одежде, и творить, творить, творить!



— Скажи, это ты рисуешь картины или не ты? – напоследок обращается к художнице мужчина из зала. — Ты рисуешь, или это больше поток сознания?

— Я больше проводник, — серьёзно отвечает Тая ЗАБРОВСКАЯ. — Это не я её пишу, это все люди, которые здесь сидели, вложили частичку себя в эту картину.

Работы, вывешенные в зале, художница и вовсе называет скромным «хобби». А свою технику — «лью», объясняя это тем, что краска сама льется по поверхности, образуя узор. К осени Тая Забровская привезёт в Воронеж большую выставку. Будем надеяться, у неё «выльется» что-нибудь такое же интересное.

Ольга ФЕДОСОВА
Фото и видео автора

0 комментариев