Исполнительный продюсер детской киностудии «Стоп! Снято», участник конкурса молодёжных лидеров Воронежской области «Dux 20-19» Артём Герцен — об организации работы на площадке, работе с детьми, «Потерянные в воспоминаниях» и выращивании бонсая.
Киностудия «Стоп! Снято», по выходным в которой кипит работа по преподаванию детям актерского мастерства, сейчас, в будний день, похожа больше на творческую мастерскую трёх ключевых людей в проекте. Артём Герцен знакомит меня с Андреем Козловым — художественным руководителем проекта и Дарьей Ананьевой, отвечающей за связи с общественностью. Сам же Артём является исполнительным продюсером проекта. «Стоп! Снято» — единственная киностудия в регионе, занимающаяся детским кино, за их плечами множество творческих проектов – короткометражных, а также полнометражных фильмов, среди которых детский киноальманах «Город с улицей Лизюкова» и полнометражный фильм «Потерянные в воспоминаниях», недавно вышедший на экраны кинотеатров Воронежа и области.
Открывали киностудию Артём и Андрей, вместе они учились на юридическом факультете ВГУ, где и познакомились. После окончания юрфака Андрей поехал в Москву, отучился на режиссера-сценариста, вернулся в Воронеж и предложил Артёму начать заниматься кинематографом для детей. Сначала создать киношколу, чтобы набрать детские актерские кадры для съёмок, и впоследствии перейти к производству фильмов.
— Я согласился, это было в 2013 году, и вот после этого мы планомерно шли к созданию полного метра. Кино для детей и про детей отчасти потому, что Андрей пришёл именно с этой идеей. Кроме того, вдохновил мастер-класс режиссера Владимира Грамматикова, на тот момент главы «Диснея СНГ», мы загорелись, поняли, что эта ниша свободна, её нужно заполнить, а мы в принципе любим эту тематику доброго, светлого, детского. Но это не значит, что мы отметаем какие-то возможности работать с киноиндустрией в целом, просто интереснее пока развиваться в этом направлении.
Любовь к кино у Артёма появилась гораздо раньше, чем открылась киностудия. Даже решение пойти на юридический он принял после того, как посмотрел фильм «Адвокат дьявола» и вдохновился им, до этого были планы поступать на филфак. Первый продюсерский опыт Артём приобрёл ещё на юрфаке: снимали короткометражки и ролики для межфакультетных концертов и конкурсов. Первый кинофестиваль организовали в 2013 году, для которого было снято 7 короткометражек в духе Ералаша по мотивам рассказов Воронежского писателя.
— Оборудования у нас тогда почти не было: снимали на фотоаппарат, звук писали на телефон. Но я отношусь ко всему, что мы делали, как к позитивному опыту даже спустя время.
Артём не получал продюсерского образования, обучался сам — смотрел много лекций в интернете, форумов, выступлений продюсеров, но в основном получал опыт на практике.
— Ключевой момент в продюсировании — это умение организовать рабочий процесс. Это человек, который находит части механизма, которые нужно собрать, чтобы он заработал. И я не скажу, что все делал я один, многое делалось совместно с Андреем и в принципе большим коллективом, поэтому назвать себя продюсером как самостоятельной единицей я не готов. К тому же есть желание получить профессиональное образование в этой области.
Артём включается в процесс работы над проектом с самого начала, начиная с поиска детей и команды.
— В этом году мы снимали интернет-сериал, не было никакого гранта. Собрали команду на общих интересах и любви к кино. Даже если финансирования нет, нельзя останавливаться, нужно продолжать что-то делать, нарабатывать руку. Есть люди, которые приходят и говорят «нет бюджета – окей, мне просто хочется получить опыт работы на площадке». Нам очень везёт по части команды.
Всё финансирование на сегодняшний день, за исключением киноальманаха, на который был получен грант, это деньги киношколы. У школы есть программа, образовательный процесс, благодаря занятиям с детьми в течение года скапливается определенная сумма. Из-за финансовых проблем выход полнометражного фильма «Потерянные в воспоминаниях» пришлось отложить на два года.
— Последние три года много денег тянул этот фильм, пришлось занимать, брать кредиты. Это не так важно, я сейчас просто констатирую факт, мы его долго монтировали. Многое откладывалось. Сам процесс, когда делаешь такой крупный проект впервые, идет очень медленно, плюс параллельно с этим мы еще один проект успели выпустить. Прокат приносит денег, но мы посчитали: для того, чтобы просто вернуть нам расходы на фильм, его должны посмотреть в кинотеатрах 40000 зрителей, а в кинозале условно 200 мест, а нас взял в прокат только один кинотеатр в Воронеже, и на один сеанс в день.
Полнометражный фильм киностудия выпускала не ради финансовой прибыли, а ради опыта. В картине присутствует множество интересных воронежских локаций; наибольшее впечатление на Артёма произвели меловой карьер и Кудыкина гора.
— Ты словно оказываешься на другой планете. Это огромное пространство, белая пустыня, и вот она просто космос. Как только выходит солнце, тебя начинает слепить, потому что там же идеально белая поверхность, отражается свет. На лицах, в кадре, он очень приятный, рассеянный.
С точки зрения организации процесса наибольшее впечатление на Артёма произвела Кудыкина гора — тяжелая выездная съёмка с суточными сменами, где поспать удавалось пару часов. Походные условия, жизнь в палаточном городке добавили неформальности в работу. С точки зрения сложности самым запоминающимся стал павильон в ТЮЗе, для которого бесплатно дали помещение на 10 дней.
— Мы заранее начали строить декорации, чтобы просто потом привезти их и начать снимать. И в итоге что-то не успевали, декорации перекраивались, я тоже помогал мастеру. Это всё в декабре, у меня того Нового Года словно и не было. В суете 8 часов мы выгружали это всё из газели, потом понимаем по срокам, что мы не успеваем. Там люди уже ночуют. Мы снимали там всю эту неделю почти безвылазно, это было круто, потому что в какой-то момент ты выходишь купить еды и такой вау, воздух, небо. Который час? Зима, темнеет рано, а время три часа ночи и всё уже закрыто.
Дети на съемках фильма тоже очень много работали, бывали выездные съемки, в которых приходилось снимать до 4 утра, чтобы выжать последнее, ведь иначе пришлось бы снова заказывать автобус, думать о погоде во время натурных съёмок. Атмосфера на съемках, несмотря на сложности и необычность процесса, была очень дружественная. И родители детей понимали, что такой опыт редко кому выпадает в жизни.
Самым трудным в работе с детьми Артём считает конкуренцию, невозможность снять всех.
— Кому-то придется говорить: «знаешь, ты не прошел кастинг», и в этот момент всегда очень трудно. Когда мы проводили кастинги для фильма, мы старались придумать роли для всех ребят, чтобы они попали в кадр. Потому что нельзя быть бессердечным: «всё, ты там побегаешь где-то на фоне». Не хочется огорчать, ведь ты можешь ребенка ранить. В нашем фильме получилось так, что недовольных не было, удалось сбалансировать этот вопрос.
Энергией и вдохновением Артём тоже во многом заряжается от детей. В фильме «Потерянные в воспоминаниях» есть несколько ходов, которые придуманы детьми. В фильме есть механический питомец – металлический кот, эта идея пришла от них, они обсуждали: «было бы круто, если бы у него было домашнее животное», и другие «да какое домашнее животное, он же бессмертный». «Бессмертное домашнее животное!». «Механическое». Это вписалось в концепцию.
— Мне кажется, нам жутко везет, все дети, которые занимаются у нас, они очень крутые, и по энергетике, и по мышлению, и по усердию. В процессе общения с детьми рождается очень много идей по работе. У меня даже нет желания отдыхать от работы. Мне очень нравится всё, что я делаю, и ритм кажется уже привычным. Последний раз в ноябре прошлого года недельку отдохнул, и то уже по болезни больше, все время порывался достать телефон, позвонить, потому что неспокойно было. Даже когда мы собираемся с друзьями все разговоры о кино, причем чаще всего их заводят они. Меня не отпускает работа.
Одним из самых ярких моментов работы Артём считает появление своего помещения. Ремонт «Стоп! Снято» делали сами, хотелось самим приложить руку. Сейчас многое поменялось.
— В момент, когда мы принялись за полный метр в 2016, осенью всё закипело, начали отдавать всё фильму до конца. Всё из трех человек раздулось в полный коллектив, здесь постоянно были люди, шкафы стояли, костюмеры, художники, волонтеры. Помещение наполнилось жизнью.
Спустя почти семь лет после основания о студии узнали многие, теперь уже легче договариваться со школами о съемках и искать людей.
— Однажды меня остановил ГАИшник проверить документы и сказал: «О, это вы тот Герцен который из «Стоп! Снято»» Мне так было приятно, что в Воронеже уже есть люди, которые узнают меня. Раньше чтобы достучаться до людей приходилось многое объяснять, сейчас же когда приходишь в школу договариваться о съемках «а, да, хорошо, окей, мы вас знаем», уже есть кредит доверия.
На хобби времени с такой динамичной работой почти не остаётся, но Артёму нравится заниматься выращиванием бонсая — несколько совсем небольших деревьев стоят прямо на подоконнике киностудии.
— Вот это дерево, оно должно вырасти. Я читаю книжки, в среднем они растут три-четыре года, а потом можно браться за их обработку. В 2015 я купил семена на деревья, посадил, взошла половина, половина у меня умерла, потому что я не умею это делать. Этим нужно заниматься не повседневно, тут много ожидания. По весне я начну придавать форму проволочками, состригать, чтобы уменьшить листики, сейчас еще рановато. Дома есть парочка таких, там они хвойные. Это хобби, которое требует больше созерцательного, и я жду, когда наконец-то наступит момент, когда я смогу поставить растение, которому лет 10 и сказать «да, это мое». Это такое, долгоиграющее хобби. Я много времени здесь провожу, а у меня дома семья, и хочется побольше внимания уделять детям.
В семье Артёма супруга и трое детей – девочки пяти и двух лет, и сын четырех лет. Они скучают, но пока удаётся всё сбалансировать.
— Супруга относится с пониманием, она старается сделать те часы, которые мы вместе, теплыми и хорошими. Не говорить о том, что меня много нет дома, а наоборот насладиться этим временем. Дети тоже хотят в кино, но пускай пока подрастут. Понятно, что я буду их приглашать на съемочную площадку, самое главное, чтобы они со мной больше времени проводили. Я уже привожу их на все наши мероприятия: «конкурс чтецов» в качестве зрителя, премьера фильма. Если получится, что они по типажу будут подходить под героя и им это будет интересно, то я хотел бы их задействовать в своих проектах, но это же им выбирать. В киношколу иногда приводят детей родители, которые реализуют свои упущенные возможности, это видно, таким детям на занятиях не интересно. Я то понимаю, что ключевое – желание ребенка.
В ближайших планах у команды киностудии выпустить интернет-сериал «#Яследующий», чтобы попробовать работу на интернет-площадке, развивать новый проект на грядущий год, а также заниматься дальнейшим прокатом фильма «Потерянные в воспоминаниях», не ограничиваясь Воронежем и областью.
Юлия ПИЛЮГИНА
Фото Никиты БОГДАНОВА и из личного архива героя
0 комментариев