19 Апреля, Пятница, 17:07, Воронеж

Проясняем за будущее

Корреспонденты «P.S. — 5 сов», продолжая поход за «Кубком мультимедийного вызова-4», расспросили двух представительниц совершенно разных эпох и реальностей, как они представляли свое будущее в далёкие 60-е годы ХХ века и в «жирные» нулевые века XXI. И что они думают о настоящем.

Анна ГОРШКОВА, 71 год, пенсионерка:



Подростком Анна Никоноровна хотела стать учителем начальных классов. Ради этого деревенская девчонка покинула родительское гнездо и приехала в Борисоглебск, чтобы поступить в педучилище. Но мечта не сбылась из-за сущего пустяка — она не смогла найти вход в здание:

— Ходила кругами, как дурочка. 15 годов, из глухой деревни — что с меня было взять?

С Бэбском (так местные называют свой город) не сложилось, собственно, как и с преподаванием. У Ани появилась новая мечта — выучиться на шофера и уехать на целину (тогда это было популярно, вся молодежь тянулась осваивать целинные земли). Эту затею тоже пришлось оставить:

— Настойчивости не хватило, — объясняет Анна,- а потом начала работать крановщицей и была просто очарована своей работой.

Из-за появления работы 19-летней Ане пришлось оставить родителей — теперь уже навсегда, — и переехать в Воронеж. Жизнь ее поменялась нешуточно. Вместо избы с земляным полом — общага. Вместо лапты с одноклассниками после уроков — работа на кране с восьми до четырех (и посиделки с соседями по комнате после). Вместо парного молока и свежеиспеченного хлеба — пирожки с ливером по четыре копейки за штуку (в народе их называли пирожки “с котятами”).

Телевизор Анна Никоноровна увидела, уже будучи в сознательном возрасте. Он стоял в актовом зале и смотрели его все четыре этажа общежития. Появление “ящика” у нее особого ажиотажа не вызвало:

— Они были не в каждой квартире, и достать их было трудно. Но зависти у меня не было.

Вот космос — другое дело. Для советской девушки это было чем-то сверхъестественным.

— Помню, притащили в школу телевизор, и мы смотрели, как встречали Гагарина. В этот день не было занятий — все смотрели. Это было сверхсобытие! — вспоминает Анна Никоноровна.

Идеальным раскладом и своеобразным шаблоном будущего, которым тогда пользовался каждый советский гражданин, было построить дом, воспитать детей и изрядно ходить на работу.

— Уехать из России? Нет, что ты! Все границы тогда были закрыты, это для каких-то там богатых, может. А таких колхозников — куда их в заграницу-то?

Анна Горшкова никогда не думала, что появится “какой-то интернет”, а телефон будет всегда под рукой — в кармане. Этого она не могла предположить ни в 19, ни в 50 лет.

— Помню, как на работу пришла женщина с мобильником. Я подумала: “О, мобильный телефон, богатство прямо какое-то”, а сейчас сама хожу с таким же. А вообще, вот эта жизнь для меня какая-то непонятная, — заканчивает свой рассказ пенсионерка.

Софья ШАМАЕВА, 19 лет, студентка:



— Мое представление о будущем в детстве было, как у большинства детей моего возраста, наполнено чем-то светлым, беззаботным и априори нереальным. Я знала, что существуют разводы, болезни, криминал, но таких атрибутов «победителя по жизни» в моем видении будущего не было. А было роскошное жилище, богатый и любимый муж, идеальные дети и работа мечты. В руке последний айфон, а холодильник полон вкусняшек, которые на тот момент если и покупались, то хранились бережно, чтобы, так сказать, растянуть удовольствие, — говорит Соня.

Насчет будущей профессии Соня не думала. Все и так давно было решено ею же — она поставила себе цель стать директором “Адидаса”. Этой же задачей задалась и ее сестра-близнец, то есть я:

— Мы даже пытались узнать, где учиться на директора, — со смехом вспоминает студентка.

Три полоски на рукаве или кроссовке в нашем окружении были показателем вкуса, интеллекта и материального положения. Годы прошли, а делить кресло босса нам так и не пришлось — интересы раскидали нас по разные стороны баррикад. Я вот учусь на журфаке и пишу для «Сов». А Соня грызёт гранит науки на инязе педуниверситета.

В детстве Соня также мечтала, что в будущем у нее будет телефон последней марки. На выходных она заходила в магазин электроники, брала журнал с ассортиментом новых гаджетов, приходила домой, выбирала “самую-самую” модель (главным критерием был красивый дизайн) и загадывала, что когда-нибудь кто-нибудь ей ее купит.

О будущем мира девочка не думала. Да и что вообще может волновать десятилетнюю школьницу помимо коротких школьных перемен и длинного домашнего задания?

— Вот так живешь, как под колпаком, и никакой негатив тебя не касается: ни войны, ни волнения в стране, ни вечные кредиты и ипотеки. Все просто хорошо, а не как бывает на самом деле у простых смертных, — объясняет она.

Оглядываясь на десятилетнюю себя, Соня говорит, что тогда “не знала, что жизнь бывает так сурова”.

— Оказывается, есть что-то важнее телефонов и одежды.

Алена СУШКОВА
Екатерина ШАМАЕВА

0 комментариев