19 Апреля, Пятница, 23:42, Воронеж

Дом, в котором...

История одна, но иногда случается так, что может начинаться в разное время. У воронежской синагоги именно так. История этого здания — велика, история людей – невероятна, только начинается она дважды


История перерастающая в жизнь

Воронежская область относилась к числу городов, в которых было запрещено жить евреям. Лишь в середине 19 века здесь начали селиться люди еврейской национальности, но в основном это были солдаты, рабочие, или люди, имевшие высшее образование. Каждый мог получить высшее образование и остаться жить в Воронежской губернии. Такая ликвидация ограничений на проживание дала возможность учиться евреям, в основном все пошли на медицинский факультет воронежского университета. После этого численность евреев значительно возросла, но национальных организаций у них не было.



Первые богослужения состоялось лишь в 1903 году. Тогда же было организовано благотворительное общество. После этого, в 1918 году, община должна была произвести опись своего имущества и представить это в губернский совет народного хозяйства, затем в 1933 году секретариат областного исполнительного комитета решил забрать здание синагоги, а евреям отдать здание меньшего размера. Из синагоги был сделан клуб, а затем склад. А во время войны туда попала бомба, здание сильно пострадало, интерьер внутри был сожжен фашистами, от величественного здания остались только наружные стены. В таком виде здание было никому не нужно, но принадлежало оно государству.

Лишь в 1997 году синагога была возвращена еврейской общине. Больше 4 лет велась реконструкция, восстановление по кирпичику. И в 2014 году было торжественное открытие воронежской синагоги.



Теперь туда могут прийти не только люди причастные к иудейской вере, но и все желающие посмотреть на этот культурный архитектурный памятник. Там проходят экскурсии, рассказывают историю этого места и показывают ее.

Раввин – это человек

Сегодня Раввином воронежской синагоги является Авигдор Носиков. Раввин это не священник, это обычный человек. Он не ведет богослужений. Раввин – это учитель. Он более грамотный, может рассказать, помочь, объяснить, подтолкнуть людей делать что-то правильно и хорошо. В еврейской вере нет посредника между человеком и богом, каждый молиться так, как он чувствует, поэтому и не нужен богослужитель как таковой.



Авигдор родился в Ленинграде и учился в 224-ой школе. Первым языком, который он выучил, стал русский. А сейчас раввин знает уже целых 6: русский, иврит, идиш, английский, арабский и немецкий (последние 2 чуть хуже остальных). В Израиль он летает к своим детям, правда из-за множества дел здесь, в Воронеже, это бывает не так часто.

— Дел невпроворот. Я бы и рад видеть детей чаще, но не могу. Потому что хочется сделать лучше, построить школу, чтобы дети получали образования не отрываясь от веры. А сейчас даже это сложно содержать. Все построено, отреставрировано, сделано на пожертвования обычных воронежцев и просто неравнодушных евреев. — говорит Авигдор

Раввин с некой лаской и гордостью рассказывает о том, что происходит в этой синагоге. Как она живет.

— Здесь отдельный мир, который сильный, настоящий и самодостаточный.

Правила для всех, традиции для каждого

Перед тем как зайти в синагогу молодые люди должны надеть кипы, по правилам посещения святого места. И замужние девушки покрывают голову, в остальных случаях можно этого не делать. Когда заходишь в синагогу то все, что окружало тебя до этого, исчезает. Кажется, что это отдельное место, государство. Хотя в какой-то мере это так.



Пройдя вглубь здания, оказываешься в молельном зале, в сердце синагоги. Настоящий символ евреев – семисвечник, который называется минора, а не пятиконечная звезда, как многие считают. Хотя оба этих знака присутствуют в молельном зале.

Здесь проходят службы, отмечают праздники, дают концерты. А еще здесь не проходят, совместные танцы, например, во время свадьбы. Во время трапезы все сидят за одним столом, а потом выносится некая ширма, которая делит этот зал пополам, и девушки танцуют отдельно, а мужчины отдельно.

Сердце направлено на восток

Так же созданы все условия, чтобы прихожане, чувствовали себя комфортно. Хотя в еврейской вере нет посредника между богом и человеком, люди приходят и молятся здесь. Потому что, когда собирается кворум, когда несколько людей читают молитву вместе, то она считается общественной. Считается, что такая молитва, имеет больше силы в духовном плане. Если один человек молится, то все его достоинства учитываются, и также все его недостатки. А когда это много людей, то все их достоинства объединяются, а недостатки нивелируются.

Молитвы тоже проходят отдельно у мужчин и женщин, это не потому что кто-то выше, кто-то ниже. Просто, когда рядом с мужчиной сидит красивая девушка, ему сложно сосредоточится, и мысли его находятся в другом месте, так же работает и в обратном направлении.



Главным сакральным предметом синагоги является рукописный Свиток Торы, который хранится в арон кодеш, это некий шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Стена, у которой стоит арон кодеш, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте, городе, стране еврей молится, лицом к нему, считается, что он направлен на восток.

Спускаясь к чистоте

В синагоге есть еще одно, личное, священное место для каждого еврея – миква. Это место, где особым образом собирается дождевая и талая вода, для ритуального очищения, предписанного еврейским законом. Она течет по специально построенным стокам и попадает в здание, в бассейн. В дальнейшем она используется для некоторых обрядов и традиций вероисповедания. Сегодня законы ритуальной чистоты соблюдаются не так строго, как раньше, но остались случаи, когда законы соблюдаются так же строго. Например, девушка после родов должна искупаться в микве, чтобы снова стать чистой, в духовном плане. Также считается неприличной встреча в микве матери и дочери. Человек, который спускается в эту часть храма, ощущает всю его значимость и особенность. Хотя просто так в микву не заходят, ведь это личное место для каждого. Миква, как и вся синагога в целом имеет большую историю.
Слив для миквы

Вернуть традиции в детство

Поднимаясь на второй этаж, проходишь мимо детского сада, который находится в здании синагоги. Это обычный садик для детей дошкольного возраста, с таким же распорядком дня и занятиями. Только помимо обычных вещей, детям с детства рассказывают историю вероисповедания, учат иврит, обычаи и традиции. Это очень важная часть, потому что многие евреи достаточно поздно пришли к храму, ведь иудаизм был запрещен. И многие привыкли к одному образу жизни, а когда они приходят в синагогу все меняется. Поменять образ и ритм жизни в осознанном возрасте сложно, поэтому здесь с детства все это прививается.

Также в синагоге есть воскресная школа, для тех, кто уже вырос. Пока у общины нет возможности иметь свою школу, в которой бы учились только евреи. Но ее строительство есть в ближайших планах. Это важно и большой шаг к возрождению традиций.

Еще на втором этаже находится библиотека, которая дает возможность всем читать необходимую литературу, просто провести время в тишине, за хорошей книгой, которая может ответить на многие вопросы. Рядом с библиотекой находится музей.

История в картинках и предметах

Когда попадаешь в музей, то переносишься назад во времени. И словно присутствуешь на всех картинах и фотографиях, которые там представлены. Видишь, как выглядело здание синагоги в довоенное время, во время советской власти, когда это был клуб и склад. Раввин рассказывает, как происходила реконструкция и восстановление, по кирпичикам. Также там представлены различные экспонаты, которые тем или иным образом относятся к еврейской вере, вещи из повседневной жизни и самым важным считается — Свиток Торы, который сохранился с 1937 года. Его привезли из области. У этого свитка богатая история. Его прятали в подвале, чтобы не сожгли, не разрушили эту историю. А после его нашел молодой человек, который позвонил и предложил отдать. Считается, что Свиток Торы не является пригодным для использования, если там стерлась или отломалась хоть одна буква. А такое может случиться всегда, ведь он пишется в ручную. И по традиции такие свитки хоронят, как полагается в иудаизме. Но этот свиток оставили в музее, хотя он уже не может быть использован, как реликвию, как память, и чтобы можно было показывать людям, которые сюда приходят и не доставать те, что хранятся в арон кодеш.

Синагога – это дом, в котором собираются единомышленники, люди одной веры, неравнодушные. Это отдельный мир, в котором столько всего интересного, необычного и нового для многих.

Александр НИКИФОРОВ, Денис НЕЧОГО
Фото: Алксандр НИКИФОРОВ, Денис НЕЧОГО

0 комментариев