18 апреля 2025 года вышел австралийский мини-сериал «Узкая дорога на дальний север» режиссера Джастина Курзеля и сценариста Шона Гранта. Сюжет кинопремьеры основан на одноименном романе Ричарда Флэнагана, за который писатель получил Букеровскую премию.
Зрителю предстоит погрузиться в жизнь главного героя Дорриго Эванса (Джейкоб Элорди в молодом и Киран Хайндс в зрелом возрасте) через призму нескольких временных пластов. Сюжет повествует об ужасах Второй мировой войны: австралийские офицеры попадают в плен к японцам, где их вынуждают заниматься строительством Тайско-Бирманской железной дороги в нечеловеческих условиях (Тайско-Бирманская железная дорога (также известная как «Дорога Смерти») — железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), построенная Императорской Японией в ходе Второй мировой войны — прим. автора).




Сцены, изображающие страдания пленных, сменяются кадрами юного Дорриго, который еще не столкнулся с ужасами войны. Однако взрослый Эванс, несмотря на высокую должность и устойчивое положение в обществе, уже не сможет забыть прожитую боль — его преследуют мучительные воспоминания и ночные кошмары, которые становятся неотъемлемой частью его существования.


В 1989 году Дорриго Эванс сталкивается с задачей написать речь для презентации своей книги об ужасах пережитых им военных лет. Он решительно отказывается создавать «сказку о героях и товариществе», так как убежден, что людям необходимо услышать правду. Дорриго размышляет над содержанием речи, а в памяти до сих пор звучат строки, прочитанные его настоящей любовью Эми Малвени (Одесса Янг) в 1940: «You burn me».
Джейкоб Элорди хорошо справляется с изображением своего героя: и собранного военного хирурга, сосредоточенного и отдающего приказы, и ломающегося человека, которому приходится наблюдать за гибелью товарищей. Серьезность Дорриго Эванса мы видим и перед войной, в 1940: во время веселья, танцев, общения с девушками он не выглядит счастливым, в его глазах присутствует напряжение. Дорриго уже тогда осознает неизбежность изменений.



Сэм Чиплин, оператор сериала, временами использует нестабилизированную съемку, показывающую неустойчивое положение происходящего на экране, заставляющую чувствовать тревожность. В цветовой палитре довоенных кадров преобладают теплые желтые и синие оттенки, символизирующие возможную надежду. Период нахождения солдат в плену сопровождается очень темными кадрами: при просмотре яркость экрана точно придется максимально увеличить. Вместе с черным и холодным синим появляются красный цвет при изображении крови и боли, и темно-зеленый, принадлежащий возвышающимся над лагерем тайским деревьям.
Строительство дороги изображается с суровой реалистичностью, отражающей все жестокости, с которыми столкнулись солдаты. В лагере царит антисанитария, люди болеют, но при этом вынуждены работать на пределе сил. Режиссер позволяет зрителям увидеть ужасающие кадры крупным планом: черви в гноящейся ране, все этапы ампутации ноги. Японские военные обращаются с пленными чудовищно: полковник отрубает голову больному малярией для демонстрации; солдату разбивают голову, так как складка его пледа оказалась внутри, а не снаружи. Однако среди всего этого хаоса австралийский военный по прозвищу «Кролик» продолжает рисовать в любую свободную минуту, несмотря на риск. Он стремится запечатлеть все ужасы, происходящие вокруг них: «Люди должны знать, что здесь творится. Словами не описать».
И после смерти солдата Дорриго Эванс сохраняет все рисунки. А в 1989 году показывает их на выставке, посвященной выходу его книги. Ведь об ужасах минувшего нельзя забывать: «Без памяти, всего великого зла в прошлом будто бы и не было».
Эвелина РОГАЧЁВА,
кадры взяты из сериала
0 комментариев