По данным Минпросвещения России, в 2023 году в стране число обучающихся детей с особенностями здоровья и развития оценивалось в 1,15 млн человек — это около 4% от всех россиян в возрасте до 15 лет. Заниматься с детьми с ОВЗ еще труднее, чем со здоровыми: требуется гораздо больше времени, усилий для поддерживания дисциплины, душевной стойкости. Корреспондент P.S. 5 Сов узнала, с какими трудностями сталкиваются дефектологи и как проходит обучение благородной профессии.
Ника СВИРКИНА — студентка 3-го курса НИУ БелГУ специального дефектологического образования. Еще со школы девушка мечтала работать с детьми с ОВЗ.
— Мне всегда было интересно, как живут люди с ограниченными возможностями, в том числе то, как они получают образование. Мой лучший друг детства страдал глубокой потерей слуха и носил кохлеарный имплантат (небольшое электронное устройство, которое используется для улучшения слуха человека). Также в детском саду я совершенно случайно попала в логопедическую группу, проблем с речью у меня не было, просто только туда остались свободные места. Я участвовала в групповых занятиях и наблюдала, как работает с другими детьми дефектолог.
В Воронеже, родном городе Ники, специальность логопеда можно получать только заочно, поэтому она подала документы в БелГУ и переехала в Белгород, получив комнату в общежитии. Очное обучение продлилось не долго. Из-за резкого ухудшения обстановки в городе университет перевели на дистанционное обучение, а общежитие выделили для размещения беженцев, и Нике пришлось вернуться домой.
Часто в БелГУ пропадают и дистанционные пары из-за объявления ракетной опасности в регионе, преподаватели не имеют возможности подключиться к занятию. Но несмотря на это, обучение проходит очень интересно и насыщенно. Студенты подключены к большой электронной библиотеке, архивам с видео-уроками, а также всегда находятся на связи с преподавателями.
— Мы изучаем различные виды нарушения произношения и употребления звуков речи у детей, патологии зрения, психологическую поддержку лиц с ОВЗ, анатомию, природу заикания. Выполняем интересные задания. Например, разыгрываем сцены, где кто-то из группы – ребенок с нарушением речи, кто-то логопед, кто-то родитель. Прорабатываем возможные конфликтные ситуации и трудности. Еще мы изготавливаем свои пособия, которые потом помогут в работе. Так я из подручных средств и баночек сделала пособие на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. А на пару по игровым технологиям изготовила лэпбук, такая развивающая книжка с интерактивными элементами, в которой все можно потрогать.


— Дополнительно от университета я прохожу бесплатные онлайн курсы по психологии. Считаю, что любой педагог, работающий с детьми школьного возраста, а особенно с детьми с ОВЗ, должен хорошо разбираться в психологии. Также прошла онлайн курс веб-программирования, тоже на базе БелГУ, в будущем планирую делать развивающие сайты и игры для детей с нарушениями речи.
Уже на первом курсе у студентов-логопедов начинаются практики в детских садах. Одну из них Ника прошла в Белгороде, остальные в Воронеже.
— На практике мы занимаемся с детьми с тяжелыми нарушениями речи, глухими, слабослышащими и с РАС (расстройства аутистического спектра, аутизм). В основном смотрим занятия, конспектируем, иногда принимаем участие, играем с детьми, помогаем с организационными моментами, изготавливаем пособия. У нас практика каждый семестр, каждый раз я ее очень жду. Хочется использовать накопленные знания, делиться ими. Это совершенно новые ощущения. Особенно сильные эмоции испытываешь, когда у ребенка вдруг получается сделать то, что раньше не получалось. В такие моменты радуешься его успехам, как своим, и лишний раз убеждаешься, что ты на своем месте.

Особенное впечатление для Ники оставило взаимодействие с глухими детьми. Именно это направление цепляет ее больше всего.
— В группе глухих царит своя атмосфера – тишина и спокойствие. Но это только на первый взгляд. На самом деле дети активно общаются на жестовом языке, мимикой. Играют, ссорятся, мирятся. Во время этой практики я быстро выучила язык жестов.
Помимо обучения Ника уже пробует себя в работе. Сейчас она работает репетитором для восьмиклассницы с РАС, помогает делать домашнюю работу.
— Она может слишком быстро говорить, есть проблемы с произношением звуков, памятью, концентрацией внимания, трудности с освоением школьной программы. Ей не нравится яркий свет, открытые в комнату двери. Но в остальном она обычный подросток, со своими увлечениями и желаниями. Просто ей необходимо чуть больше внимания, терпения и понимания. Она очень ждет меня и искренне радуется, когда я прихожу, делится новостями. Это уже причина думать, что ты живешь не зря.
До этого Ника работала няней для одиннадцатилетнего ребенка с умственной отсталостью и РАС. Перед этим она прошла небольшое обучение у его прошлой няни, затем постепенно увеличивала количество рабочих часов, чтобы она и ребенок привыкли друг к другу.
— Эта работа стала для меня самой тяжелой психологически из тех, где мне доводилось работать, но вместе с тем самым ценным опытом. У него были проблемы с агрессией. Сложно было понимать его речь, а если его не понимали, он злился. Бывали моменты, когда приходилось ловить предметы, которыми он кидался, звонить его маме по среди рабочего дня, параллельно пытаясь удержать его другой рукой. В такие моменты делаешь все, чтобы ребенок в первую очередь не навредил сам себе, но нельзя забывать и о своей безопасности. Ребенок не виноват в своей особенности. Это нарушение психики, он не может это контролировать. При этом мальчик по натуре был очень нежен, делился со мной едой, просил его пожалеть, любил обниматься.
Несмотря на все трудности, девушка никогда не жалела о выбранной профессии.
-У меня не было никаких иллюзий, я понимала, что придется столкнуться со всяким. После практики и работы я лишь убедилась в правильности выбора. Дети с ОВЗ – это прежде всего дети. У них, как и у всех, есть свои мечты, увлечения, любимые занятия и яркие таланты, которые порой поражают своей уникальностью. Они радуются, грустят, дружат, учатся, познают мир вокруг — словом, живут своей обычной жизнью. Однако, наряду со всем этим, таким детям требуется больше поддержки и помощи со стороны окружающих.
P.S. Каждый, даже не имея специального образования, может помочь детям с ограниченными возможностями. В Воронежской библиотеке для слепых. можно читать книги, переводя их в аудиоформат (у них своя студия звукозаписи), помогать с организацией мероприятий. В организации «Парус надежды». можно принять участие в мастер классах. На Добро.ру — податься на любую волонтерскую деятельность, в том числе к детям с ОВЗ. «Амбилимпкс» – это движение, в рамках которого проводят конкурсы и мастер классы для детей-инвалидов, им часто требуются волонтеры.
Помочь людям с ограниченными возможностями можно просто узнав о них чуть больше, не проходить мимо, если требуется помощь и знать пару базовых фраз на жестовом языке.
Текст Екатерина ГОГИНА
Фото Ника СВИРКИНА
0 комментариев