30 Апреля, Среда, 09:46, Воронеж

На границе: рецензия на нашумевший фильм "Ущелье"

Фильм от режиссера Скотта Дерриксона («Синистер», «Доктор Стрэндж», «Сквозь снег») с Аней Тейлор-Джой и Майлзом Теллером в главных ролях рассказывает про любовь… И лебедки.


История фильма

За разработку фильма Скотт Дерриксон и Роберт Каргилл («Черный телефон» и «Синистер 2») взялись в 2022 году. Тогда режиссеры выбрали работу из «Черного списка» (прим. ред. – ежегодный список десяти наиболее понравившихся именитым сценаристам работ, которые так и не были запущены в производство). Однако на первоначальном этапе Роберт Каргилл не хотел снимать фильм из-за жанра зомби-хоррора. Тогда в основу сценария заложили иную идею, которая в фильме получила название «ДНК-гибриды».

Как признается режиссер в интервью газете 3CR, на сюжет огромное влияние оказало несколько культовых работ. Например, книга Джона Уиндема «День триффидов». Оттуда Дерриксон взял образ монстров на основе триффидов – плотоядных растений, которые охотились за людьми. Вторым идейным вдохновителем послужил Дэвид Брукнер и его «Ритуал» в жанре фольклорного ужаса с монстрами-деревьями.

На решение выдвинуть романтику в жанрах на первый план повлияла встреча на съемочной площадке. Так, Джеймс Кэмерон во время работы над «Аватаром» пригласил Скотта Дерриксона и других режиссёров на совместную разработку сценария. Тогда Кэмерон посоветовал киноделам ставить отношения на первое место. И Скотт воспользовался этим советом спустя шестнадцать лет, решив объединить ужасы, боевик и романтику в одном фильме.



На грани ада

Так о чем же фильм «Ущелье» и какие идеи в него вложил Скотт Дерриксон?

Американскому бывшему снайперу Ливаю (Майлз Теллер) высокопоставленная чиновница (Сигурни Уивер) предлагает работу. Герой соглашается и становится хранителем загадочного ущелья где-то на севере. На противоположной стороне – идентичная вышка с охранником, чьи обязанности ничуть не отличаются от забот Ливая. В течение следующего года два сторожа обязаны проверять защитные сооружения рядом с ущельем, отстреливать выползающих оттуда тварей и докладывать об этом по рации начальству. Но главное правило – не общаться с человеком из противоположной башни, человеком с востока.

Уже тут у зрителя возникают вопросы: почему на обороне гигантского ущелья, откуда выползают страшные монстры, стоят лишь два человека с ограниченным количеством патронов? И после первого прорыва тварей на двадцатой минуте фильма негодование только усиливается.

Зритель требует элементов мистики и научной фантастики, указанной в жанрах, но получает лишь несколько нечетких сцен с монстрами. Вместо расследования что за ущелье перед героями и что за твари оттуда вылезают Скотт Дерриксон во всю разворачивает романтическую линию, не жалея на это экранного времени. Так, Драса (Ана Тейлор-Джой) – наемница-рекордсменка, недавно потерявшая отца – начинает общаться с Ливаем с помощью листка и маркера.

Проходят месяцы – и наши герои сближаются, попутно отстреливая тварей из ущелья. Полые люди (цитирование Т.С. Элиота и его одноименного стихотворения) появляются в перерывах между романтичными буднями двух военных, которые – напоминаем! – находятся на посту.

Бесспорно, любовная линия между героями чувствуется. Но благодаря актерам, а не качественному сюжету. Зритель ожидает противопоставление двух разных лагерей, востока и юга, а получает плоскую картину про любовь неприкаянных людей. Ни у Драсы, ни у Ливая никого нет, поэтому в их любовь веришь, но с важной помаркой – они ищут друг в друге утешение на время работы.



Однако герои из-за нападения Полых людей оказываются в эпицентре ада – в самом ущелье. Начинается игра в салочки с инфицированными жителями разлома. И вторая часть фильма, которую, пожалуй, можно считать отдельным кино с совершенно другими жанрами и идеями.

Тут центральная тема фильма с душевного одиночества из первой части сменяется на репрезентацию войны и жажды силы. Ущелье оказывается не адом, а испытательно-научным павильоном трех стран – СССР, Великобритании и США. Однако тематика политических интриг в фильмах – это уже обыденность. К сожалению, удивить зрителя заговорами правительств у Скотта Деррексона не получилось.

Но пожертвовав главной идеей, режиссер на пять с плюсом обыграл тематику последствий войны. Полые люди – это «пропавшие без вести кавалеристы», солдаты 40-х и 50-х годов, а также ученые. Их причастность к разработке биологического военного оружия массового поражения обращается трагедией, когда человек посредством мутаций возвращается к своему естественному первоначалу – к природе. Не зря образ Полых людей непосредственно связан с флорой и фауной: их тело обрастает корнями деревьев, а рождаются и растут они в месте, чересчур похожим на пчелиные соты.



Однако столь хорошая идея постоянно заслоняется наиглупейшими поворотами. Например, герои выбирались из ущелья – глубина которого по меньшей мере пять километров – на лебедке, которая смогла поднять и грузовик, и героев, и кучку Полых людей на тросе.

Финал же, на мой взгляд, обнуляет интересные мысли режиссера касательно войны и фильм выводит в центр приевшийся шаблон «любовь спасет мир». Получился типичный боевик с нелогичными сюжетными поворотами, где добро побеждает зло, меркантильные чиновники получают по заслугам, а наши герои, взявшись за руку, красиво целуются на границе Франции. Приторно-сладкая любовь побеждает – ура!

Мнение критиков

Бесспорно, картина возымела популярность. О ней говорят и по сей день, как о работе сомнительного качества. Рейтинг фильма на IMBd – 6.7, при этом большинство рецензий имеют либо очень низкий, либо очень высокий балл. Зрители ставят оценку «на границе».

Сам режиссер считает, что «Ущелье» понравится зрителям по той же причине, по которой оно понравилось ему: «Если вы хотите увидеть большой, захватывающий фильм-событие, который не такой, как ожидалось, не такой, как все, не франшиза, сиквел, часть знакомого IP — это то, что вы хотите увидеть. Вот почему я это сделал. После того, как я прочитал сценарий, я подумал: «Я хочу посмотреть фильм такого масштаба, который будет таким смелым и интересным и смешает жанры таким образом».

Основные претензии к фильму со стороны критиков – это неинтересный способ повествования и затянутость хронометража. Действительно, вместо того чтобы показать что произошло, сценаристы заставляют персонажа Майлза рассказать основной сюжет. Это не Ливай и Драса, работающие вместе, чтобы выяснить что случилось внутри ущелья. Это больше не сценаристы, показывающие зрителям судьбу разлома через предысторию или истории ученых (хотя попытка, безусловно, была, но, к сожалению, провалилась). Это Ливай необъяснимым образом выясняет что произошло и вслух пересказывает основу сюжета. Нет никакого интереса, никакой интриги.

Другие же хвалят фильм, как киноленту с жанрами «боевик» и «романтика». Многие отмечают, что фильм не претендует на звание глубокой кинокартины и, как развлечение на один вечер, вполне неплох. Скотт Дерриксон сделал кино, которое стоит посмотреть ради хорошего актерского состава и боевых сцен, не задумываясь над отдельными деталями. Так, если отбросить Полых людей и мистическую ауру из начала фильма, то из 'Ущелья" получится типичный голливудский романтический фильм со счастливым финалом, который претендует только на разовое зрительское внимание.



Дарья БОРОВЕНСКАЯ
Фото: кадры из фильма «Ущелье»

0 комментариев